Сообщение в Literary Digest о подписании Гуманистического Манифеста. 1933 год.
Сообщение в Literary Digest о подписании Гуманистического Манифеста. 1933 год.
Первый гуманистический манифест (Humanist Manifesto I), был написан в 1933 году. Основные авторы Манифеста — философ Рой Вуд Селларс, член Первого гуманистического общества Нью-Йорка, и унитарианский священник Рэймонд Б. Брэгг. Манифест был опубликован в одном из номеров журнала «Новый гуманист» за 34 подписями, среди которых были философ Джон Дьюи, атеист Уильям Флойд (William Floyd), историк Гарри Элмер Барнс (Harry Elmer Barnes), а также многие лидеры унитарианских церквей, как, например, Эдвин Г. Уилсон.

«Этот манифест – результат работы многих умов. Он был разработан для того, чтобы отобразить разрабатываемую точку зрения, а не новое вероисповедание. Нижеподписавшиеся, разрабатывавшие сформулированные утверждения, выработали заявления по разным вопросам. Важность этого документа заключается в том, что более 30 человек пришли к общему соглашению по вопросам фундаментального значения, и эти люди бесспорно являются представителями большого количества людей, создающих новую философию исходя из данных о современном мире» Реймонд Б. Брегг. (1933)


Пришло время осознания радикальных изменений в религи­озных верованиях во всем совре­менном мире. Эпоха простого пересмотра традиционных подходов завершилась. Наука и экономические изме­нения подорвали старые верования. Религии всего мира не в состоянии приспособиться к новым условиям, созданным огромным ростом зна­ния и опыта. В каждой сфере челове­ческой деятельности жизненно важ­ная направленность развития обу­словлена искренним, внутренне ей присущим гуманизмом. С целью луч­шего понимания религиозного гума­низма мы, нижеподписавшиеся, хо­тим сделать некоторые утверждения, которые, как мы полагаем, отражают факты нашей современной жизни.

Существует огромная опас­ность полной, и, как мы счи­таем, фатальной идентификации слова религия с доктринами и методами, потерявшими свое значение и бессильными решить проблемы че­ловеческой жизни в двадцатом сто­летии. Религии всегда были способом освоения высших жизненных ценностей. Они получали свою за­вершенную форму в осознании общей ситуации, в кото­рую погружен человек (теология, или общий взгляд на мир), смысла ценностей, содержа­щихся в ней (цель, или идеал) и средств (культ), предназначенных для достижения удовлетворитель­ной жизни. Изменения в любом из этих факторов приводят к смене внешних форм религии. Этим объясняется трансформация религий за прошедшие столетия. Однако рели­гия как таковая, какие бы изменения ни претерпевала, остается постоянной в своем вопрошании к вечным ценностям – неотъемле­мому атрибуту человеческой жизни.

Современное, более широкое понимание человеком универсума, его научные достижения, а также его более тесная связь с человеческим братством создали ситуа­цию, требующую нового определе­ния средств и целей религии. Такая жизненная, бесстрашная и искрен­няя религия, способная дать и дос­тойную социальную цель и личное удовлетворение, для многих людей может оказаться фактором, оконча­тельно разрывающим их связь с прошлым. Нынешняя эпоха породила огромные сомнения в традиционных религиях, и не менее очевиден тот факт, что любая религия, претендующая на то, чтобы стать объединяющей и дви­жущей силой современности, долж­на отвечать именно теперешним нуждам. Создание такой рели­гии – главнейшая необходимость современности. Ответственность за это лежит на нашем поколении.

Мы утверждаем нижеследующее:

1. Религиозные гума­нисты рассматривают Вселенную самостоятельно существующей и несотворенной.

2. Гуманизм полагает человека частью природы, и его возникновение есть результат дли­тельного процесса.

3. Придерживаясь ор­ганической точки зрения на жизнь, гуманисты находят, что традицион­ный дуализм души и тела должен быть отвергнут.

4. Гуманизм при­знает, что цивилизация и религиоз­ная культура человека, – как о том с несомненностью свидетельствуют антропология и история, – это продукты постепенного развития, возникающие благодаря их взаимо­действию с природной средой и со­циальным наследием. Индивид, ро­жденный в определенной культуре, в значительной степени сформиро­ван этой культурой.

5. Гуманизм утверждает, что природа универсума, как она представляется современной науке, не дает какого бы то ни было сверхъестественного или космиче­ского обоснования человеческих ценностей. Естественно, гуманизм не отрицает возможности реально­стей, не известных пока науке, одна­ко он настаивает, что возможность обнаружения всякой такой реальности и ее оценка определяется интеллектуальным исследованием и соотнесением ее с человеческими нуждами. Религия должна сформулировать свои наде­жды и планы в свете научного духа и научной методологии.

6. Мы убеждены, что время теизма, деизма, модер­низма, а также различных вариаций “нового мышления” ушло.

7. Религия состоит из действий, целей и познаний, имеющих человеческое значение. Ничто человеческое не чуждо религии. Она включает труд, искусство, науку, философию, любовь, дружбу, от­дых, – все, что в своей мере нахо­дит выражение в разумной удовле­творенности человеческой жизнью. Различение между священным и мир­ским не должно более проводиться.

8. Религиозный гума­низм рассматривает полную реали­зацию индивидуальности конечной целью человеческой жизни и стре­мится к ее становлению и осуществле­нию повсеместно и безотлагатель­но. Именно в этом гуманизм видит свое социальное призвание.

9. Взамен устаревших традиций, включающих богослуже­ние и молитву, религиозное чувство гуманиста выражается в усилен­ном осознании своей индивидуаль­ности и своей сопричастности со­вместным усилиям, направленным на повышение общественного бла­госостояния.

10. Отсюда следует, что не остается места каким бы то ни было специфически религиозным эмоциям и традициям, подобным тем, что до настоящего времени увязыва­ются с верой в сверхъестественное.

11. Человек научился справляться с кризисами в своей жизни, распознавая их при­роду и предсказывая степень их вероятности. Разум­ные и человечные взаимоотноше­ния будут вырабатываться с помо­щью образования и поддерживаться традицией. Мы полагаем, что гума­низм встанет на путь социальной и психологической профилактики и сумеет противостоять оторванным от реальности сентиментальным на­деждам и произволу.

12. Будучи уве­ренными в том, что религия должна привносить радость в восприятие жизни, религиозные гуманисты на­целены на воспитание творческих способностей человека, на стремле­ние к таким достижениям, которые способствовали бы человеческой удовлетворенности жизнью.

13. Религиозные гуманисты утверждают, что все со­общества и институты существуют ради человеческой жизни. Разумная оценка, трансфор­мация, контроль и направленность таких сообществ и учреждений с точки зрения утверждения ценности человеческой жизни являются це­лью и программой гуманизма. Оче­видно, что религиозные институты, их обряды, методы духов­ного влияния и общественная актив­ность должны быть пересмотрены в свете накопленного опыта с целью придания эффективности их деятельности в современном мире.

14. Гумани­сты твердо убеждены в том, что су­ществующее утилитарное, ориенти­рованное на прибыль общество по­казало свою несостоятельность, и что необходимы радикальные из­менения в его установках. В целях справедливого управления и мотивации распределения жизненных средств должен быть создан социально ориентированный кол­лективный экономический порядок. Цель гуманизма – свободное всемирное общество, в котором лю­ди добровольно и в согласии со своим разумом работают на общее благо. Гуманисты требуют всеобщего блага в общем для всех мире.

15. Мы заявляем, что гуманизм: а) ут­верждает жизнь, а не отрицает ее; б) ищет реальных возможностей для жизни, но не бежит от нее; в) стре­мится создать условия удовлетворительной жизни для всех, а не для избранных. Этими несомнен­ными моральными принципами и намерениями будет руководствовать­ся гуманизм в будущем, в соответствии с ними он будет выбирать свои мето­ды и направлять свои усилия.

Таковы исходные положения религиозного гуманизма. И хотя мы полагаем, что религиозные принци­пы и идеи наших отцов не отвечают более современным требованиям, по­требность в лучшей жизни все же ос­тается главной задачей человечества. Наконец-то человек начинает осозна­вать, что лишь он один ответственен за воплощение в мире своей мечты, что силы для ее достижения заключены в нем самом. Этой задаче он должен посвятить свой разум и свою волю.

Подписи:

J.A.C. Fagginger Auer—Parkman — Профессор церковной истории и богословия Гарвардского университета; профессор церковной истории, Тафтс колледж.
E. Burdette Backus — Унитарианский служитель.
Harry Elmer Barnes — Главный редакционный отдел, ScrippsHoward Newspapers.
L.M. Birkhead — The Liberal Center, Канзас-Сити, Миссури.
Raymond B. Bragg — Секретарь, Западная Унитарианская Конференция.
Edwin Arthur Burtt — Профессор философии, Философский факультет Корнельского Университета.
Ernest Caldecott — Служитель, Первая Унитарианская Церковь, Лос-Анджелес, Калифорния.
A.J. Carlson — Профессор психологии, Университет Чикаго.
John Dewey — Колумбийский Университет.
Albert C. Dieffenbach — бывший редактор The Christian Register.
John H. Dietrich — Служитель, Первое Унитарианское Общество, Миннеаполис.
Bernard Fantus — Профессор терапии, Медицинский колледж Университета Иллинойса.
William Floyd — Редактор The Arbitrator, Нью-Йорк.
F.H. Hankins — Профессор экономики и социологии, Смит колледж.
A. Eustace Haydon — Профессор истории и религий, Университет Чикаго.
Llewellyn Jones — Литературный критик и автор.
Robert Morss Lovett — Редактор The New Republic; Профессор английского языка, Университет Чикаго.
Harold P Marley — Служитель, Содружество Либеральной религии, Анн-Арбор, Мичиган.
R. Lester Mondale — Служитель, Унитарианская Церковь, Эванстон, Иллинойс.
Charles Francis Potter — Лидер и основатель Первого гуманистического общества, Нью-Йорк.
John Herman Randall, Jr. — Факультет философии, Колумбийский университет.
Curtis W. Reese — Декан, Центр Авраама Линкольна, Чикаго.
Oliver L. Reiser — Доцент кафедры философии Университета Питтсбурга.
Roy Wood Sellars — Профессор философии, Университет Мичигана..
Clinton Lee Scott — Служитель, Универсалистская церковь, Пеория, Иллинойс.
Maynard Shipley — Президент, The Science League of America.
W. Frank Swift — Директор, Boston Ethical Society.
V.T. Thayer — Educational Director, Ethical Culture Schools.
Eldred C. Vanderlaan — Лидер Свободного Содружества, Беркли, Калифорния.
Joseph Walker — Адвокат, Бостон, Массачусетс.
Jacob J. Weinstein — Раввин; Советник еврейских студентов, Колумбийский университет.
Frank S.C. Wicks — Унитарианская церковь всех душ, Индианаполис.
David Rhys Williams — Служитель, Унитарианская церковь, Рочестер, Нью-Йорк.
Edwin H. Wilson — Главный редактор The New Humanist, Чикаго, Иллинойс; Служитель, Третья Унитарианская церковь, Чикаго, Иллинойс.

© Оригинал на английском. Перевод текста Манифеста Владимира Полякова. Источник.