Марлин Вайнелл
Марлин Винелл

Мы публикуем первую часть статьи Марлин Винелл о синдроме религиозной травмы, опубликованной в журнале «Когнитивно-поведенческая терапия сегодня» (Cognitive Behavior Therapy Today)

Также:

  • Третья часть: Травма отказа от религии
  • Мне очень сложно и я никогда не хочу возвращаться к той религии, в которой меня воспитывали, но в то же время я не хочу жить в страхе и депрессии. Такое ощущение, будто я иду одна по джунглям с мачете в руках, и не с кем поделиться сумасшедшими, порой пугающими мыслями.

    После нескольких лет борьбы с депрессией, тревожностью и гневом год назад я попала в психиатрическую больницу на неделю. Теперь я пытаюсь собрать свою жизнь по кусочкам и разобраться в ней. Я в смятении. Моя идентичность — разодранное и запутанное непонятно что. Я переживаю серьёзный кризис.

    Подобные комментарии — обычное явление среди людей, страдающих синдромом религиозной травмы (СРТ). Религиозной травмы? Разве религия не должна быть полезной или, по крайней мере, доброжелательной по отношению к людям? В случае фундаментализма многие полагают, что оставить религию, в которой ты вырос, — это как перестать верить в Деда Мороза. Да, это немного грустно, но это часть процесса взросления.

    Но религиозная индоктринация может быть пагубной, а решение отойти от авторитарной религии определенно может травмировать. Человеку необходимо перевернуть с ног на голову свои понятия о реальности, в том числе о себе, о других, о жизни, о будущем — обо всём. Человек, не знакомый с таким опытом (в т.ч. психолог) может не осознавать того, какой ужас способна вызвать подобная ситуация и того, насколько длительным может оказаться период восстановления.

    Моё собственное осознание этой проблемы заняло довольно долгое время. Я начала с того, что стала писать о своём опыте восстановления после фундаменталистского христианского прошлого. Вскоре я обнаружила, что я не одна. Нашлось множество людей, готовых делиться своим скрытым страданием. С тех пор я занимаюсь с клиентами «пострелигиозным восстановлением». Я консультирую людей по этому направлению уже 20 лет и написала на эту тему книгу для самопомощи — «Покидая лоно церкви».

    Я считаю, что обществу пора признать то, какую травму может причинить человеку религия. Когда анорексия, посттравматическое стрессовое расстройство и биполярное расстройство обрели конкретные названия, это дало возможность людям перестать винить себя и искать способы восстановления и лечения. То же самое предстоит сделать и с синдромом религиозной травмы. В интернете появляется всё больше и больше историй людей, столкнувшихся с СРТ и взывающих о помощи. Эта боль и отчаяние отчётливо видны в сообщениях на форумах «бывших верующих» (например, на www.exchristian.net). Когда я разместила на YouTube презентацию об СРТ, один человек прокомментировал его так:

    Большое спасибо. Это здорово, ведь так многие от этого страдают. Я никогда раньше не слышал о докторе Марлин, но вижу, что всё больше людей начинают поднимать этот вопрос. Миллионы людей молча страдают и проходят курсы терапии совсем от другого, в то время как суть проблемы — в религиозном насилии.

    Препятствия на пути получения помощи при СРТ

    В наше время тема токсичных учений и губительных практик в религии считается табуированной, даже при обсуждении её со специалистами помогающих профессий. Общество ценит свободу слова, свободу собрания и свободу вероисповедания. Законы и нравы отражают единственный основополагающий принцип: не причини вреда ближнему и делай, что хочешь. Разве заставлять детей ходить в церковь — это преступление? Нет, все беды — от экстремистских групп, называемых «сектами», многие слышали о ритуальном насилии. Более того, религиозные организации крайне заинтересованы в том, чтобы всячески избегать критики.

    Но на самом деле манипуляция сознанием и эмоциональное насилие являются нормой во многих крупных авторитарных общепризнанных религиозных группах. И именно «стерильность» религии делают её такой коварной. Когда община многочисленна и подобные практики становятся нормой, жертвам остаётся только молчать.

    В руководствах для психологов нет слов, которые бы достоверно могли описать этот диагноз. И даже в случаях, когда они прибегают к стандартному списку психологических стрессов, несмотря на то, что много говорится об изменениях, потерях и нарушениях образа жизни, там нет ни слова о потере религии. А ведь это может стать самым сложным кризисом в жизни человека. Важно, чтобы психологи понимали это, так как рекордное количество людей1 покидают традиционные религиозные группы и говорят о своем страдании.

    Ещё одним препятствием является то, что многие люди, страдающие СРТ, были научены остерегаться психологии как явления мирского и, следовательно, происходящего от лукавого. Велика вероятность того, что лишь небольшая доля людей, страдающих СТР, обращаются за помощью. Во многих догматических, самодостаточных религиях расстройства психического здоровья, в том числе депрессия или тревожность, считаются грехом. Они воспринимаются как показатель того, что человек нечист перед Богом. Религиозный душепопечитель или пастор советует ему для исцеления больше исповедоваться и возрастать в послушании, а также предостерегает об опасности обращения за помощью к светскому специалисту по психическому здоровью.

    Бога называют «великим лекарем», поэтому у человека не должно возникать необходимости прибегать к посторонней помощи. Сомнения расцениваются не как искренний поиск, но как нечто неправильное. Кроме того, психотерапия считается потаканием собственному эгоизму. С этой религиозной точки зрения обращать внимание на собственные потребности — это грех, поэтому многие жертвы СРТ даже не знают, как обратиться за помощью. Тем клиентам, с которыми я работала, приходилось перебороть невежество, чувство вины и страх, прежде чем обратиться ко мне.

    Что такое СРТ?

    Я страдаю от чувства вины и депрессии и мне сложно оставить свою религию. Надо мной также нависает невероятных масштабов экзистенциальный кризис и терзают душевные муки… Я чувствую, будто я единственный человек, с которым это когда-либо случалось. Иногда всё нормально, но иногда просто ужасно. Я не знаю, смогу ли я это пережить.

    Синдром религиозной травмы — это состояние, которое переживают люди, уходя от авторитарной, догматической религии, вынужденные справляться с травмами, причинёнными религиозными идеями. Для них это может быть разрушением лично значимой веры и/или отщеплением от общины, которая стремиться их контролировать, или от определённого образа жизни. Симптомы СРТ ближе всего к симптомам Посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), которое является результатом столкновения человека со смертью или серьёзными травмами, порождающее чувства ужаса, беспомощности или страха. Оно может быть вызвано единичной ситуацией или систематическим насилием. При СРТ имеет место систематическое насилие, особенно над детьми, и накладывается ещё травма ухода из лона своей церкви. Подобно ПТСР, последствия СРТ имеют долгосрочный характер и включают в себя такие симптомы, как навязчивые мысли, негативное эмоциональное состояние, нарушение социальной адаптации и прочее.

    В случае СРТ травма включает в себя два уровня. Во-первых, сами учения и практики ограничивающей религии могут быть токсичными и причинить вред психическому здоровью на всю жизнь. Из-за их патриархальной и репрессивной природы такой религии, во многих случаях эмоциональное и ментальное насилие отягчаются также физическим и сексуальным насилием.

    Во-вторых, уход из религиозной общины — это невероятный стресс, ведь человек меняет целый мир на другой. Это, как правило, сопряжено со значительной и внезапной потерей поддержки со стороны окружающих в ситуации, когда человеку необходимо перестроить свою жизнь. Люди, которые уходят из церкви, зачастую плохо подготовлены к этому потому, что существовали изолированно от внешнего мира, были научены бояться всего, что вне церкви, секулярного, а также потому, что у них не развиты навыки заботы о себе и независимого мышления.

    Человек может испытывать СРТ по-разному, в зависимости от некоторых факторов. Вот несколько ключевых симптомов СРТ:

    • Смятение, нерешительность, несамостоятельность, бесцельность, отсутствие осознанности
    • Тревожность при нахождении «в миру», панические атаки, страх адских мук, депрессия, суицидальные мысли, злоба, горечь, чувство предательства, вины, горя и потери, невозможность выразить свои эмоции
    • Нарушения сна и питания, злоупотребление алкоголем или наркотиками, ночные кошмары, перфекционизм, неприятие собственной сексуальности, негативное восприятие собственного тела, неспособность контролировать собственные импульсы, неспособность получать удовольствие или ощущать себя «здесь и сейчас»
    • Разрыв семейных и социальных связей, одиночество, проблемы с обществом, проблемы в личных отношениях

    Комментарии людей, испытывающих СРТ, представленные ниже, возможно, являются лучшим способом показать всю серьёзность ситуации:
    Я впадаю в депрессию и уныние. Теперь я чувствую, что Иисус меня не спас, а Бог меня не сотворил. Ради чего всё это? Что у меня осталось? Чем заполняют эту пустоту экс-христиане? Мы оказываемся на земле без смысла жизни, без божественного плана. Из ничего мы переходим в ничего; реальность сурова. Вдобавок к этому, я ещё очень зла из-за того, что мне умудрялись так долго промывать мозги — я разбивала компакт-диски, жгла книги, обличала сатану… будто весь мой мир перевернули… нет, разрушили.

    Я испытываю острое чувство вины, и всё, что связано с религией, будь то фотографии, статуи или телепередачи, вызывает панические атаки и угнетённое состояние… мне кажется, что, несмотря на добровольность с моей стороны, это всё равно промывание мозгов. От этого сложно избавиться… Это настоящий кошмар.

    Я чувствовала отчаяние и безысходность, будто я никогда не приду в норму и не смогу отменить последствия сорокалетнего промывания мозгов.

    Моя религия была укреплена, укоренена в моём сердце. Сложно описать, до какой степени моя религия диктовала, пропитывала мою жизнь и влияла на всё моё мировоззрение. Мои первые шаги в сторону от фундаментализма были очень пугающими, меня часто посещали мысли о самоубийстве. Эта стадия уже давно пройдена, но я пока не могу найти «своё место во вселенной».

    Я чувствую злость, бессилие, боль — это шрамы от того безумия и страдания, которое навлекало на меня христианство.

    Мне потребовались многие годы, чтобы преодолеть чувство ужаса и ненависти к себе, освободиться от «сектантского» воспитания. Я до сих пор ощущаю негативные последствия этого воспитания в своей профессиональной деятельности (ночные кошмары, паранойя и т.д.)

    Мир был для меня странным и пугающим местом. Мне рассказывали об ужасных вещах, которые произойдут с каждым, кто уйдёт из секты, и я боялась, что это случится и со мной!

    У меня до сих пор не получается доверять людям и сближаться с ними. Это очень сложно и чуждо мне.

    После 21 года совместной жизни мой муж не может принять меня, так как я ушла из «церкви». Он разводится со мной.

    Мои родители перестали мне звонить. Мой отец сказал мне, что я попаду в ад (он всю жизнь мне так говорит!).

    Мне пришлось уехать из дома потому, что я просто не мог больше там находиться. Все в моей семье — христиане, и мне сложно им объяснить то, через что я прохожу. Я чувствую себя изолированным и иногда задумываюсь о том, не схожу ли я с ума. Мне очень одиноко и меня преследуют тяжёлые приступы депрессии.

    Я потеряла всех своих друзей. Я потеряла связь с близкими родственниками. А теперь я теряю свою страну. Я так много потеряла из-за этой ненавистной религии, я злюсь и скорблю… Я попыталась завести новых друзей, но у меня ничего не получилось… Мне очень одиноко.

    Многие из нас чувствуют, что нам не близок опыт «внешнего мира», так как те учения, в которых нас воспитывали, — наша единственная система координат в жизни.

    Мои новые друзья из «мира» не поймут, а мои друзья-христиане либо меня оставили, либо продолжают за меня молиться.

    Мои попытки выйти за рамки христианского мышления схожи с попытками заключённого сбежать из тюрьмы Алькатрас — нужно пробраться через каменно-бетонный тоннель длиной в сотни футов, перехитрить вооружённых тюремщиков, и, если повезёт, добраться до смертельного бурлящего потока ледяной воды, который предстоит переплыть для того, чтобы оказаться в безопасности. Возможно, это звучит слишком драматично, но так я чувствую это в своём сердце. Я сейчас стараюсь восстановить свою душу после всего того насилия, которое она пережила.

    СРТ может проявляться в различной степени, в зависимости от конкретных учений и практик церкви, священников или родителей. Наиболее подвержены СРТ люди, которые:

    • воспитывались в определённой религии,
    • закрыты от внешнего мира,
    • очень искренне и лично вовлечены и/или
    • принадлежат к форме религии, которая стремится их контролировать.

    Важно понимать, что Синдром религиозной травмы — реально существующий феномен. В то время, как вред, причинённый сексуальным насилием или природной катастрофой, легче опознать, религиозные практики могут быть такими же губительными. Всё большему количеству людей необходима помощь, и следует поставить под сомнение запрет на критику религии.

    1. Согласно данным Американского исследования религиозной идентификации (ARIS), c 2008 года в США происходит массовый исход людей из их веры. Количество людей, не относящих себя ни к какой религии, удвоилось с 1990 по 2008 год. Большинство из этих 18,7 миллионов человек, по всей видимости, откололись от магистральных протестантских, баптистских и католических церквей, которые заявили о том, что 12,7 миллионов верующих покинули их лоно за это время.

    Источник: Cognitive Behavior Therapy Today
    Перевод: Юлия Столярчук, специально для Nuntiare.org