Лилит: феминистская и ЛГБТ-перспективы

Лилит, картина Анджелы Ярбер. Надпись: "Оставив Эдем, она не оставила свои убеждения; ее сердце бьется свободой и достоинством для всех женщин..."
Лилит, картина Анджелы Ярбер. Надпись: «Оставив Эдем, она не оставила свои убеждения; ее сердце бьется свободой и достоинством для всех женщин…»

За долгие века Лилит была сначала непонятой и присвоенной, а потом — реабилитированной женской фигурой. Многие феминистки считают ее поддерживающей фигурой иудейской мифологии. Некоторые современные артистки, к примеру, Сара Маклахлан (Sarah McLachlan), создали женский музыкальный фестиваль Lilith Fair.

Некоторые предполагали, что у Лилит и Евы были романтические отношения.

Другие утверждали, что Лилит — демоница, соблазняющая мужчин и душащая младенцев. Удивительное несовпадение мнений, не правда ли?

Я нарисовала вторую икону Лилит в своей серии икон Святых Женщин. Эта картина основана на прекрасном мидраше Джудит Пласков (Judith Plaskow), который называется «Пришествие Лилит». Мидраш в еврейской традиции — это погружение в историю — в Тору — и в размышления о том, что происходило там, где текст не предоставляет никаких описаний; это пространство между буквами, творческое представление внутри нарратива, которое оживляет историю.

Согласно мидрашу Пласков, Бог создал и Адама, и Лилит из глины. Лилит покидает Эдем, потому что устает от того, что Адам требует от нее подчинения. Потом она встречает Еву и становится ее подругой. Ее наследие, наследие женской силы, живо до сих пор. Некоторые добавляют новый поворот в мидраш, утверждая, что Лилит и Ева были любовницами.

Мидраш Пласков происходит из мифа, который многократно изменялся со временем.

Не существует единой истории о Лилит. Для того, чтобы понять, кто же такая Лилит, нужно проанализировать многие истории. В Еврейской Библии она появляется только один раз (Исайя 34:14) (примечание: в русскоязычных переводах Лилит переводится как «привидение» или «ночная живность» в списке диких животных пустошей: «И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой.» Она не описана, только поименована: «Лилит». Некоторые исследователи считают, что миф о Лилит был настолько хорошо известен аудитории Исайи, что ему не требовалось ничего объяснять).

Лилит ассоциируется с историей творения человека в талмудической традиции, и событийно ее история повторяет мидраш Пласков: ее тоже изгоняют из Сада. В «Алфавите Бен-Сиры» (VII-XI вв.), Лилит названа первой женой Адама. В этом тексте она отказывает занимать нижнюю позицию в сексе, затем произносит запретное имя Бога и улетает к демонам.

К концу талмудического периода, аспект демонизма и соблазнения в мифе о Лилит только усилился. В каббалистической традиции Лилит в первую очередь соблазнительница и убийца детей. Феминистские исследовательницы мифа считают, что очернение Лилит усиливается с течением времени, потому что Лилит становится все более и более сильной фигурой.

Чем сильнее Лилит, тем ужаснее истории о ней.

Мидраш Пласков создает нарратив, восстанавливающий репутацию Лилит и утверждающий, что Лилит покинула ситуацию угнетения и боли и стала жить в соответствии со своим призванием. Это призвание — усиление женщин и их самосознания.

Когда Лилит уходит из Сада, в котором подвергается угнетения, Лилит выходит за рамки библейского сюжета, и ее сердце взывает к нам:

Оставив Эдем,
Она не оставила свои убеждения;
Ее сердце бьется свободой и достоинством
Для всех женщин…

Квир-интерпретация мидраша Пласков дает еще больше возможностей: можно вспомнить, сколько раз нас выгоняли за «стены сада», потому что мы не соответствовали правилам гетеронормативности.

Впервые я нарисовала Лилит в 2013 году, после того, как перечитала книгу Барбары Браун Тейлор (Barbara Brown Taylor) «Покидая Церковь»; я была пастором и сталкивалась с токсичностью, гетеросексистской и сексистской микроагрессией. Лилит дала мне смелость впервые перелезть стену сада и понять, что церковь — небезопасное место для меня как лесбиянки. Даже если я была пастором. Даже если церковь была ориентирована на социальную справедливость и аффирмативна к ЛГБТ.

Мне нужно было покинуть церковь, чтобы спасти душу.

Лилит нужно было покинуть Сад, чтобы спасти душу.

Сейчас я нарисовала новую Лилит и надеюсь, что и вы сможете перелезть стены, за которыми вас ранят. Я как художница, активистка, исследовательница и духовное лицо, надеюсь, что Лилит сделает вас сильнее, и в 2017 году вы сможете попасть в места, где вас принимают, любят и уважают.

Это может быть нелегко. Покинуть церковь после четырнадцати лет пасторской работы было сложно. Я не думаю, что и Лилит было легко покинуть Сад. В конце концов, посмотрите, что после этого сделали с ее репутацией.

Тем не менее, я уверена, что если ЛГБТ-сообщество продолжит быть свидетелями и свидетельницами, принимающими всех, расширяющими пространство Церкви и Сада, мы найдем свободу, которой заслуживаем.

Возлюбленные, перелезайте через стены.

И когда вы делаете это, не забывайте протягивать руку помощи тем, кто тоже стремится к освобождению.

По материалам Believe Out Loud от 5 января 2017 года. Автор текста и иллюстрации — Анджела Ярбер
Подготовлено специально для Nuntiare.org

Еще на эту тему:

Следите за нашими новостями!

Наша группа VK

Наша группа в Facebook