380орНа пресс-конференции о введении в России института капелланства православный священник объявил пятидесятников, чей епископ сидел рядом, «деструктивной сектой».

Проблема введения в Российской армии института военных священников близка к окончательному и положительному решению. Этой теме была посвящена пресс-конференция, состоявшаяся 20 августа 2009 года в Москве, в редакции газеты «Московский комсомолец».

Перед журналистами выступили начальник отдела Главного управления воспитательной работы Вооружённых сил РФ полковник Игорь Сергеенко, заместитель председателя Синодального отдела РПЦ МП по взаимодействию с армией и флотом протоиерей Михаил Васильев, заместитель председателя Совета муфтиев России Дамир-хазрат Гизатуллин, управляющий делами Российского объединённого союза христиан веры евангельской, член Экспертного совета Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций епископ Константин Бендас.

Выступивший первым полковник Сергеенко сообщил, что в связи с принятым руководством РФ решением о возрождении в России военного духовенства для разработки практических мер по его осуществлению в министерстве обороны страны создана рабочая группа, в которую вошли представители Генштаба, Главного управления по воспитательной работе, Главного мобилизационного управления и других центральных органов военного управления. Проработка вопроса о реализации данного поручения руководства страны будет проводиться совместно с представителями религиозных конфессий.

Введение института военных священников, сообщил далее представитель «профильного» министерства, будет проходить в два этапа: в 2009 году военных священников введут в штат воинских частей, находящихся за пределами России, а в 2010 году – в управленческие структуры военных округов и воинских частей до уровня бригады. Всего в течение двух лет в штат Вооруженных сил будет включено ориентировочно 200-250 священнослужителей. Вопрос оплаты их службы пока также находится в стадии проработки, но президент Медведев уже решил, что она будет производиться за счет армии.

Со словом о целесообразности возрождения института военных священников в Вооружённых силах России выступил протоиерей Михаил Васильев. Он подчеркнул, что история военного духовенства насчитывает несколько веков. Но современная Российская армия сильно отличается от дореволюционной, по существу – крестьянской, армии. Предстоит решить немало проблем – кадровых, организационных; принять соответствующие нормативные документы.

«Фундамент этой работы, – отметил протоиерей Михаил, – заложен в ключевом документе – «Концепции государственной безопасности». Если угроза территориальной целостности государства парируется вооружёнными силами, а угроза террористическая – спецслужбами, то сил и средств для обеспечения духовной безопасности до этого момента не было. А что мы теперь имеем? Целенаправленную, опасную деятельность деструктивных сект, которые активно трудятся в том числе в закрытых военных городах, которые говорят, что грех принимать воинскую присягу или выполнять воинский долг. Чтобы парировать эти угрозы и практически реализовать ст. 28 Конституции о свободе вероисповедания и воссоздаётся институт военного духовенства. А иначе как может быть обеспечено право на свободу вероисповедания военнослужащего, если, например, в Якутии воинская часть находится в 1 500 километрах от ближайшего храма!

Этим решением мы ещё раз подчёркиваем, что Россия – цивилизованное государство. Во всех странах мира, кроме Северной Кореи, Монголии и Китая, есть институт штатного военного духовенства – капелланов».

Далее о. Михаил сказал, что служба военного священника очень трудна: очень много работы, вдали от нормального жилья, подстерегают опасности. За 20 лет, по словам выступавшего, в Вооруженных силах были убиты четыре священника, более десяти – ранены и контужены.

По ходу пресс-конференции журналистам был показан непродолжительный документальный кинофильм с военных учений «Центр – 2008», проходивших осенью прошлого года. Наряду с кадрами боевых действий с участием танков, авиации, реактивной артиллерии, была подчёркнута и роль духовенства. С экрана выступили православные священники, имам, раввин, которые «с патриотических позиций» заявили о готовности последователей их конфессий активнее участвовать в защите Отечества.

«Солдат, офицер куёт победу не только военной техникой, но и разумом», – сказал в своём выступлении муфтий Дамир-хазрат Гизатуллин. Он отметил, что 70-летний разрыв в духовной жизни страны оставил свой отпечаток, что выражается в «непотребном» поведении некоторых людей. Мусульмане считают армию народной и отправляют своих детей служить в ней.

Возрождаемый институт военного духовенства обязывает священнослужителей готовиться к этому новшеству, сказал далее представитель «исламского духовенства» (так, для простоты, называли его на пресс-конференции, хотя, строго говоря, в исламе нет института духовенства). Служба их в армии сложнее, чем в гражданских условиях – нужно знание воинских уставов, требуется соответствующая физическая подготовка. Муфтий выразил уверенность, что мусульманское духовенство в этих новых условиях выполнит с честью свои обязанности, «совместно с нашими братьями-православными, с буддистами, иудеями и даже атеистами». Дамир-хазрат с теплотой отозвался о произведениях Льва Толстого, Куприна, действующие лица в которых – военные священнослужители.

Епископ Церкви христиан веры евангельской (пятидесятников) Константин Бендас, выступая на пресс-конференции, сказал, что российские протестанты, по крайней мере, последние пять лет, активно участвуют в диалоге с властью и другими конфессиями, считая необходимым введение института военного духовенства. Должны быть храмы в воинских частях, особенно в отдалённых районах, что позволит военнослужащим посещать свои конфессии, считает протестантский лидер. «Сегодня у нас возникает вопрос: насколько в новых законоположениях будут учтены интересы представителей других конфессий. Речь идёт о трёх направлениях христианства: русские старообрядцы, католицизм, протестантизм, который представлен достаточно широко, — высказал свое беспокойство епископ. — Во времена царской России протестанты внесли немалый вклад в оборону страны. Приближается юбилей Отечественной войны 1812 года, значительная часть российского офицерского корпуса осталась на полях сражений. Сегодня в регионах России много молодых людей, протестантов пойдут служить в армии. Как будут выполнены их потребности в проведении богослужений, обрядов?»

Оратор далее заявил, что, видимо, точной статистики о конфессиональном составе вооружённых сил нет, но, по самым скромным подсчётам, не менее трёх процентов военнослужащих имеет отношение к протестантам. 95 процентов из них проходят армейскую службу, остальные – гражданскую, альтернативную, в соответствии с законом. В одном из протестантских приходов Москвы членами церкви являются два генерала запаса. Выступавший выразил пожелание, чтобы призванные в армию протестанты, находясь в воинских частях, не были ущемлены.

По поводу этого выступления Бендаса протоиерей Васильев заметил: «Во время призывов постоянно проблемы военных коллективов с ребятами из деструктивных сект, прежде всего пятидесятнических, конечно, возникают. Я надеюсь, что министерство обороны не позволит включить в состав традиционных конфессий народов России вот эту нетрадиционную и не представляющую широко религиозную организацию, которая, к сожалению, появилась в последнее время. Вакуум постоянно чем-то заполняется, к сожалению».

В заключение пресс-конференции полковник Сергеенко сказал, что работа по воссозданию в российской армии института военного духовенства только начинается и по ходу её будут ещё встречи с журналистами.

22 августа 2009 г.

Источник:  Портал Credo.ru.