трансгендерность христианские церкви

Как мы можем оценить степень принятия трансгендерных людей в деноминации? Во-первых, с формальной точки зрения – через позиционные документы, в которых могут содержаться сведения о том: признает ли деноминация гендер человека в ритуалах крещения и венчания; сохраняют ли рукоположенные трансгендерные люди возможность служить после перехода; возможно ли рукоположение трансгендерных людей.

Позиционные заявления, тем не менее – только одна сторона вопроса. Часто практика в конкретных приходах или даже в целых регионах рассогласуется с позицией деноминации, причем как в лучшую, так и в худшую сторону. Было бы неверно заявить, что существуют деноминации, в которых нет ни одного принимающего священника или пастора. Точно так же неверно было бы заявить, что есть деноминации, в которых аффирмативны абсолютно все. Мы можем говорить о большем или меньшем принятии, а также о наличии или отсутствии открытого диалога по этому вопросу.

Следует также понимать, что принятие или отвержение трансгендерных людей не связано напрямую с позицией по сексуальной ориентации. Деноминация может занимать гомофобную позицию, но при этом принимать гетеросексуальных трансгендерных людей. Точно так же, в деноминации могут венчать гомосексуальные пары, и при этом запрещать рукоположение или крещение трансгендерных людей в избранном гендере. Наиболее ярким примером в этом смысле является Объединенная методистская церковь: эта деноминация стоит на грани раскола по вопросу брачного равноправия и рукоположения людей, находящихся в гомосексуальных отношениях. Одновременно с этим с 2008 года методисты разрешают рукоположение трансгендерных людей, а летом 2017 года пастором впервые стали небинарный трансгендерный человек.

Третья проблема, необходимая для понимания отношения к трансгендерности – подъем религиозного фундаментализма и групп, противодействующих «гендерной идеологии». Фундаменталистское мышление видит угрозу в изменении мужских и женских социальных ролей и в изменении традиционной модели семьи. Вместо того, чтобы понять разнообразие, фундаментализм пытается избавиться от него. Выбирается единственная модель, считающаяся хорошей и нравственной, все прочее называется неправильным и нравственно неприемлемым. Трансгендерные люди часто оказываются в центре полемики между группами с фундаменталистскими и группами с «либеральными», прогрессивными взглядами.

В этом очерке мы не сможем охватить все основные христианские конфессии, как принимающие, так и трансфобные. Не хватит места даже для описания принимающих деноминаций: на данный момент рукоположение трансгендерных людей разрешено в тридцати, и за каждым решением стоит отдельная история.

Мы выбрали для описания несколько конфессий – наиболее показательных, крупных, а также широко присутствующих в России и русскоязычном пространстве.

Русская православная церковь

Позиция Русской православной церкви по вопросам трансгендерности полностью выражена в документе «Социальная концепция Русской православной церкви». Этот документ был принят Юбилейным Архиерейским Собором РПЦ 13-16 августа 2000 года:

Порой извращения человеческой сексуальности проявляются в форме болезненного чувства принадлежности к противоположному полу, результатом чего становится попытка изменения пола (транссексуализм). Стремление отказаться от принадлежности к тому полу, который дарован человеку Создателем, может иметь лишь пагубные последствия для дальнейшего развития личности. «Смена пола» посредством гормонального воздействия и проведения хирургической операции во многих случаях приводит не к разрешению психологических проблем, а к их усугублению, порождая глубокий внутренний кризис. Церковь не может одобрить такого рода «бунт против Творца» и признать действительной искусственно измененную половую принадлежность. Если «смена пола» произошла с человеком до Крещения, он может быть допущен к этому Таинству, как и любой грешник, но Церковь крестит его как принадлежащего к тому полу, в котором он рожден. Рукоположение такого человека в священный сан и вступление его в церковный брак недопустимо.

От транссексуализма надлежит отличать неправильную идентификацию половой принадлежности в раннем детстве в результате врачебной ошибки, связанной с патологией развития половых признаков. Хирургическая коррекция в данном случае не носит характер изменения пола.

На этот документ ссылаются все священники, которым задают вопросы о трансгендерности и позицию не меняют – во всяком случае, открыто. Дискуссии, ведущиеся во этим вопросам между мирянами, в основном маргинальны.

При этом никто из участвующих не опирается ни на научные данные, накопленные с двухтысячного года (и ранее), ни на другие источники информации.

В целом можно сказать, что открытой дискуссии о трансгендерности, и тем более конкретных изменений политики Русской православной церкви, придется ждать еще очень долго.

Римская католическая церковь

У Римской католической церкви нет официальной позиции по трансгендерности. В качестве основной опорной точки чаще всего используется параграф 2297 Катехизиса католической церкви из секции «Уважение к телесной целостности»:
«Сознательная и преднамеренная ампутация, калечение или стерилизация невинных людей, вне контекста медицинских предписаний исключительно терапевтического характера, противоречат нравственному закону».

Эту цитату можно очень ограниченно применить к трансгендерному сообществу и только к одной практике, связанной с трансгендерным переходом. Никаких документов о признании людей в избранном гендере, о рукоположении трансгендерных людей и т.д. в Римской католической церкви не существует.

Единственное официальное решение, связанное с трансгендерностью – случай испанца Алекса Салинаса (Alex Salinas). После трансгендерного перехода он попросил разрешения стать крестным отцом, но получил отказ от Конгрегации доктрины вероучения. В отказе говорилось о том, что трансгендерные люди не могут становиться крестными родителями.
В 2011 году в СМИ появилась информация о секретном документе , связанном с трансгендерностью. Тем не менее, поскольку этого документа не существует в открытом доступе, а Ватикан не подтвердил его существование, мы можем опираться на информацию о нем только как на отражение общественного мнения о политике Ватикана.

Как и большинство крупных церквей, прихожане которых распространены во всем мире, Римская католическая церковь пытается найти баланс между консерваторами и либералами. Было бы легко сказать, что водораздел между двумя условными крыльями церкви пролегает в области экономической и политической развитости конкретных стран. Тем не менее, в реальности все несколько сложнее: как мы писали ранее, фундаменталистские группы возникают и в развитых странах Европы и Северной Америки.

Основными акторами дискуссии о трансгендерности являются Папа Франциск и высшие иерархи церкви, фундаменталистские группы и либеральные группы – причем и те, и другие группы, состоят как из мирян, так и из клира.

Основная задача Папы Франциска, насколько можно судить по его действиям и заявлениям – не допустить крупного раскола конфессии. Несмотря на то, что он часто считается «либеральным Папой», в его высказываниях можно найти много заявлений, которые скорее говорят о консервативной позиции. Это справедливо практически для всех конфликтных вопросов в Римской католической церкви, в том числе и для вопроса трансгендерности.

На первый взгляд может показаться, что позиция Папы достаточно однозначна: практически во всех публичных высказываниях, где он затрагивает этот вопрос, он говорит о «гендерной идеологии», которая вредит прихожанам, главным образом – детям. Это хорошо узнаваемая риторика христиан-фундаменталистов, и она не меняется на протяжении многих лет. Тем не менее, в отличие от предыдущих понтификов, Франциск встречается с трансгендерными людьми и не проявляет открытой трансфобии в разговорах с ними : не советует сменить гендерную идентичность или отказаться от нее, не требует выбирать между религией и идентичностью. К сожалению, это – единственное, что дает надежду на изменение позиции высших иерархов церкви.

В целом можно сделать вывод о том, что пока Папа не решается на открытый конфликт, который приведет к расколу конфессии (вне зависимости от того, какую сторону он или его преемник будет поддерживать в этом конфликте), его позиция будет оставаться двойственной.

Понтификат Франциска, тем не менее, привнес очень важное изменение в практики Римской католической церкви: в отличие от своих предшественников, Франциск не только допускает, но и поощряет плюрализм мнений и открытые высказывания со стороны священников, богословов-мирян и адвокационных групп.

Более того, несмотря на официальную позицию церкви, ее иерархичность и централизованность, в последнее время в рамках Римской католической церкви возникает открытый плюрализм не только мнений, но и практик . Тем не менее, возможность такой открытости чаще всего зависит от позиции епископа конкретной епархии и поддержки общества в регионе: то, что возможно в США, невозможно в Польше.

Часто поддержка трансгендерных людей неотделима от поддержки ЛГБТ-сообщества в целом: поскольку, несмотря на все вышеперечисленное, до диалога о конкретных изменений социальной доктрины еще очень далеко, она чаще либо отвергается полностью в вопросах ЛГБТ, либо полностью признается.

Англиканское сообщество

Сообщество англиканских церквей не является жестко иерархическим объединением: оно состоит из 38 провинций, которые символически возглавляет архиепископ Кентерберийский. Все англиканские церкви находятся в полном каноническом единстве с «материнской» Церковью Англии, и в них существует взаимное согласие по ключевым доктринам. Тем не менее, в остальном церкви независимы друг от друга и могут принимать большинство решений без согласия других церквей. Большинство англиканских общин России принадлежит к Церкви Англии.

Кроме этого, существуют церкви англиканского толка, отделившиеся от англиканского сообщества по тем или иным причинам – в основном из-за несогласия с либеральным курсом сообщества. Они образовали Англиканскую епископальную церковь. В 2012 году Англиканская епископальная церковь в Европе учредила отдельную епархию в России Не стоит путать эту церковь с Епископальной церковью США, одной из самых либеральных церквей, входящих в Англиканское сообщество.

Англиканство – еще одна конфессия, находящаяся во внутреннем конфликте по вопросам ЛГБТ. Несколько англиканских церквей: Церковь Англии, Епископальная церковь США, Церковь Южной Африки и ряд других занимают прогрессивную позицию в отношении трансгендерных людей. В этих церквях трансгендерные люди имеют доступ ко всем таинствам, в том числе венчанию и рукоположению в предпочитаемом гендере. Кроме того, в Церкви Англии существует отдельная церемония смены имени для трансгендерных людей в процессе перехода.

Такой подход не находит поддержки у более консервативных церквей – в основном африканских и азиатских. Представители этих церквей объединены в движение, GAFCON (Global Anglican Future Conference – Конференция глобального будущего англикан) — по названию конференции, проводящейся раз в 5 лет. Участники GAFCON продвигают фундаменталистскую повестку и осуждают прогрессивные церкви в «пропаганде ложного Евангелия» . Представители этой группы выпускают заявления в ответ на все аффирмативные действия Церкви Англии и других «ложных церквей».

Церковь Англии

Как уже было сказано, в отношении трансгендерности Церковь Англии занимает последовательно прогрессивную позицию. Важно отметить, что подобная позиция возможна в первую очередь благодаря усилиям самих трансгендерных людей в церкви и широкой помощи союзников-мирян: далеко не все священники и епископы настроены на изменение социальной доктрины. Многие решения в отношении трансгендерных людей принимаются исключительно благодаря адвокационным усилиям ЛГБТ и союзнических групп внутри церкви.

Первой вехой на пути к признанию стал случай преподобной Кэрол Стоун (Carol Stone), которая продолжила работу в церкви после медицинского перехода. Епископ Бристольский, принявший решение о судьбе Кэрол Стоун, заявил, что не видит причин для запрета . Этот случай создал прецедент, после которого начался полноценный диалог о принятии трансгендерных людей в Церкви Англии.

Вслед за решением о Кэрол Стоун последовали и другие шаги: рукоположение трансгендерной женщины в 2005 году , разработка церемонии смены имени для трансгендерных людей в 2015 и 2017 году. Кроме того, трансгендерным людям посвящена отдельная секция в решении Синода об осуждении репаративной терапии.

К сожалению, несмотря на эти шаги, принятие все еще нельзя назвать полным: так, священник может отказаться проводить церемонию смены имени, если это противоречит его совести. Кроме того, в церкви не существует механизмов защиты трансгендерных людей от дискриминации.

Лютеранские церкви

Как и в случае с большинством протестантских конфессий, невозможно говорить о единой Лютеранской церкви с едиными практиками и единой доктриной. Лютеранские церкви многочисленны, находятся в разных отношениях с государством и в разной степени зависят от его политики. Помимо этого, лютеранские церкви объединены в несколько союзов, крупнейшим из которых является Всемирная лютеранская федерация. В нее входит и крупнейшее лютеранское объединение на территории СНГ – Союз Евангелическо-лютеранских церквей.

Наиболее принимающими в отношении трансгендерных людей являются государственные церкви Скандинавии: Церкви Швеции, Норвегии, Дании. Так, в Церкви Швеции рукоположение трансгендерных священников разрешено с 2006 год . Кроме этого, аффирмативным является Союз Евангелическо-лютеранских церквей Америки (ЕЛЦА): так, председательствующий епископ ЕЛЦА заявляла о полной поддержке трансгендерного сообщества , а в 2013 году эта деноминация выпустила заявление о недопустимости дискриминации трансгендерных людей. В ней также возможно рукоположение трансгендерных священников.
Союз Евангелическо-лютеранских церквей, действующих на территории СНГ, не выпускал никаких отдельных заявлений о трансгендерности, однако входит в качестве наблюдателя в Консультативный совет протестантских церквей России. О позиции этого органа будет написано ниже.

Другие протестантские конфессии

Прежде, чем перейти к описанию других крупных протестантских конфессий, следует оговориться, что в большинстве из них конкретные общины, церкви и региональные объединения достаточно автономны в принятии решений. Позиции церквей одной конфессии в разных странах могут радикально различаться. Так, Объединенная методистская церковь США рукополагает трансгендерных людей с 2008 года . Объединенная методистская церковь в России, входящая в состав Консультативного совета протестантских церквей России, приняла документ, в котором утверждается в том числе:

«Такое явление, как транссексуальность, представляет одну из форм полового извращения. Побуждения к изменению половой ориентации могут быть различны – чаще всего от болезненного осознания своей принадлежности другому полу. Духовно этому можно противостоять. Достигаемое хирургическим путем или с помощью гормональных средств изменение пола является, по сути, вызовом Богу Творцу, дарующему нам вместе с жизнью и половую принадлежность. Люди, перенесшие такую операцию, только усугубляли свою внутреннюю неудовлетворенность и жизненную неустроенность»
.

В консультативный совет протестантских церквей в России, принявший этот документ, входят также адвентисты, пятидесятники и евангельские христиане – то есть, наиболее крупные протестантские конфессии РФ, не считая лютеранских церквей – как ЕЛКРАС, так и Церкви Ингрии (они состоят в Совете как наблюдатели).

Мы опишем общие тенденции в некоторых протестантских церквях.

Методизм

Основным документом, определяющим социальную политику Объединенной методистской церкви, является Книга Дисциплины , созданная Джастином Уэлби, основателем церкви. Этот документ обновляется каждые четыре года Генеральной конференцией, высшим законодательным органом церкви. В данный момент в нем не говорится ничего о трансгендерности, что дает региональным церквям свободу как полностью принимать, так и полностью отвергать трансгендерное сообщество.

Как было сказано ранее, Объединенная методистская церковь в России занимает полностью трансфобную позицию.

Пятидесятничество

Пятидесятники и харизматы традиционно занимают трансфобную позицию, а многие конгрегации выпускают отдельные собственные заявления о непринятии трансгендерных людей.

Тем не менее, в 2010 году в СШАбыла создана отдельная аффирмативная пятидесятническая деноминация – «Международная принимающая пятидесятническая церковь» . Общины этой церкви, тем не менее, существуют не только в Северной Америке. Они распространены в крайне гомо- и трансфобных странах – Гане, Зимбабве, Уганде и т.п.

Адвентизм

Адвентизм – крайне разнообразное направление протестантизма. Помимо широко известной Церкви адвентистов седьмого дня, существует более пятнадцати других адвентистских деноминаций.

Тем не менее, мы остановимся на крупнейшей и наиболее известной деноминации.

Адвентисты седьмого дня менее трансфобны, чем пятидесятники. В 2017 году Мировая церковь адвентистов седьмого дня и Генеральная Конференция – высший законодательный орган – приняли заявление о «трансгендеризме». В этом документе говорится о недопустимости исключения трансгендерных людей, а также вербального и физического насилия в их отношении. С другой стороны, в том же заявлении рекомендуется отговаривать трансгендерных людей от медицинского перехода.

Принимающие церкви

Мы бы хотели отдельно выделить две церкви, безоговорочно принимающие трансгендерных людей: Городскую церковь сообщества и Унитарианскую универсалистскую церковь.

Городская церковь сообщества , изначально созданная ЛГБТ-сообществом, полностью принимает трансгендерных людей. Также в ней существует отдельная программа по развитию инклюзии трансгендерных людей в конкретных конгрегациях и налаживанию контакта с трансгендерным сообществом.

Унитарии-универсалисты – одна из первых деноминаций, безоговорочно принявшая трансгендерных людей: первый трансгендерный пастор был рукоположен еще в 1988 году. Это – первая деноминация, создавшая отдельный административный орган, занимающийся потребностями ЛГБТ-сообщества. В рамках деятельности этого офиса была принята и предложена инклюзивная в том числе для небинарного сообщества форма литургии, а также введена церемония повторного крещения трансгендерных людей в предпочитаемом гендере.

Текст из сборника Трансгендерность: христианский взгляд

Также на эту тему:

Следите за нашими новостями!

Наша группа VK

Наша группа в Facebook