borg_buntar_iisus
«Бунтарь Иисус: жизнь и миссия в контексте двух эпох», Маркус Борг, М.: Эксмо, 2009 г., 400 стр.

Маркуса Борга можно по праву назвать ниспровергателем основ. Как и многие другие участники семинара по Иисусу*, он придерживается взглядов, которые многие бы назвали не то что либеральными – а вполне еретическими, а то и нехристианскими. Однако безупречность научной аргументации и напоминание о том, что книга – это всего лишь видение автора, делают это произведение диалогичным и интересным для широкого круга читателей.

Первая часть книги «Бунтарь Иисус: жизнь и миссия в контексте двух эпох» посвящена историческому анализу эпохи, в которой жил Иисус, особенно ее экономической и классовой составляющей, а также имперскому воздействию на жизнь иудеев первой трети I века н.э. Далее автор достаточно детально анализирует процесс становления Евангелий, разделяя воспоминания об Иисусе (факты), свидетельство (послание, заключенное в повествование) и метафорические смыслы, заложенные в евангельских текстах.

Особенно интересно, что Борг постоянно настаивает на равноценности и необходимости метафорического подхода: «Когда метафорическое понимают как фактическое, в такую историю трудно поверить. Но когда метафорическое повествование понимают метафорически, оно может передавать истину, обладающую силой и бросающей нам вызов» (с. 101).

Мистик, пророк, экзорцист

Во второй части Борг раскрывает свои представления об Иисусе, основанные на анализе Евангелий. При этом автор разъясняет значений действий Иисуса в контексте Его эпохи, так что многие события действительно предстают в ином свете. Например, Борг отмечает большое значение совместных трапез и ряд ограничений, существовавших в те времена: фарисеи не могли делить стол с «нечистыми», ессеи – только с теми, кто прошел определенные обряды послушничества. Именно поэтому совместные с «мытарями и грешниками» трапезы и вызывали такое возмущение благочестивых иудеев.

Представления самого Иисуса

Примерно половина книги посвящена анализу представлений Иисуса, исходя из Его слов, действий, а также их значения в контексте эпохи. Так, например, Борг критикует общепринятые представления о том, что изгнание торговцев из Храма ставило своей целью наказать этих самых торговцев: «Продавцы жертвенных животных и менялы не занимались чем-то незаконным или порочным, но выполняли свою традиционную роль: их служба поддерживала функционирование Храма» (с. 341). Далее он раскрывает альтернативное значение отрывка, используя слова самого Иисуса.

Пожалуй, это самая захватывающая часть книги, которая действительно бросает вызов и заставляет пересмотреть все привычные и с детства усвоенные представления о евангельских событиях. Боргу удается сочетать современные теологические теории с практикой живой христианской жизни таким образом, чтобы заставить читателя еще раз вернуться к Евангелиям и взглянуть на них по-другому.

Книга «Бунтарь Иисус: жизнь и миссия в контексте двух эпох» представляется весьма любопытной с одной стороны и почти провокационной – с другой. Она любопытна потому, что привычные с детства образы и метафоры раскрываются в контексте эпохи Иисуса и звучат совершенно по-новому. А провокация заключается в том, что это новое звучание очень далеко от общепринятых представлений о жизни христианина, это призыв «оставить все и следовать за Ним», актуальный, как две тысячи лет назад, так и сейчас.

*Группа из 150 библеистов, пытающихся восстановить образ «исторического Иисуса» на основании современных научных данных. Часто критиковались представителями духовенства за отрицание чудес и других мистических компонентов Евангелия. Среди наиболее известных представителей: Маркус Борг, Джон Шелби Спонг, Карен Армстронг.

Татьяна Лехаткова