На прошлой неделе я ходил в театр. Там играли пьесу в рамках программы для молодежи.

В зале было полно детей, и в основном это были дошкольники. Было шумно, дети волновались. Эмили, художественный директор программы, должна была поприветствовать аудиторию. Он спросила: «Кто из вас впервые в театре?» По всему залу дети закричали: «Я!» и начали махать руками.

Тогда Эмили сказала, что через минуту выключится свет, и в зале станет очень темно. Но мы все тут друзья, поэтому все будет нормально. А потом вы увидите кое-что очень веселое.

Это было такое простое приветствие! Но я запомнил его. Ведь если вы никогда раньше не были в театре, то можете и понятия не иметь, что перед началом выключается свет! А если вы — кто-то маленький, кто боится темноты (или внезапностей),то можете очень напугаться. Эмили рассказала детям, что сейчас случится, чтобы им не было страшно. Рассказывая об этом, она научила их тому, что происходит в этом совершенно новом мире, где они оказались впервые.

Думаю, мы часто забываем, каково это — быть маленьким человеком, который только учится ориентироваться в этом мире. Мы забываем о тревоге и страхе. О смятении и о том, сколько времени требуется на обучение.

Вы можете вспомнить последний раз, когда вы делали что-то абсолютно новое? Когда это было? Насколько далеко пришлось уйти из зоны комфорта?

Помните, каково вам было, когда вы впервые пришли в новое пространство? Когда вы не знали, куда встать или сесть? Когда вы не знали, сможете ли узнать все, что нужно, и очень быстро?

Чем старше мы становимся, и чем больше опыта приобретаем, тем легче забыть, как сложно пробовать новое, замечать новое и позволять себе меняться, встречаясь с новым. Проще говоря, иногда мы не знаем, что чего-то не знаем.

Так как же это связано с церковью, Богом и духовной жизнью? Для этого давайте обратимся к «Деяниям».

Книга Деяний просто потрясающая, одна из моих любимых в Библии. Во-первых, там полно потрясающих историй и приключений. Но главное — то, что она очень человечная и честная. В Деяниях рассказывается история первых последователей Иисуса. Тех, кто основал церковь.

Но Иисус не то чтобы оставил им программу и план. Конечно, инструкции он дал: идти по всему миру и проповедовать и сделать все народы учениками Иисуса. Еще он оставил Духа Святого. Но все остальное было очень туманно. Куда нужно было идти и как? Что значило «сделать народы учениками»? Что значило следовать за Иисусом, если физически его не было рядом? Как все это должно было выглядеть?

Деяния — история того, как они выясняют, что же им делать. Сбиваются с пути. Ошибаются. Меняют мнение. Когда все только начиналось, членами церкви могли становится только евреи, но в конце двери были открыты всем. Это — история того, как все началось. Как ученики разобрались в новых жизнях и призваниях.

В Деяниях (Деяния 17:22-31) есть замечательная история. Павел был в Афинах. Он оказался там, потому что у него начались проблемы в других городах после проповедей. В Афины он поехал, чтобы отдохнуть и почувствовать себя в безопасности. Когда он гулял по рынку, то заметил, что кругом стоят статуи идолов. А потом он обнаружил статую, посвященную «неведомому Богу». После этого Павел перед ареопагом (судом) говорит об этой статуе.

Ну, Павел вообще-то известен резкими проповедями. Он может быть очень прямолинейным, и из-за этого у него постоянно возникают проблемы. И все же в этот момент вместо агрессивной проповеди он начинает мягко: «Я вижу, что вы очень религиозны». Он признает религиозность, стремление к высшему, желание быть частью чего-то большего. Павел дает понять, что и сам так чувствует. А потом он упоминает статую, и вместо того, чтобы смеяться из-за того, что они сделали статую неизвестно кому, он рассказывает, что они все делают правильно: начинают с признания того, что есть что-то, чего они не знают. Может существовать Бог, которого они пока что не обнаружили. А потом Павел использует эту открытость, это смирение, чтобы рассказать о христианском Боге, о жизни и делах Христа.

В речи он говорит: «дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас, ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род «. Павел цитирует афинянам их поэтом, интерпретирует их желания и дает знать, что они могут стать частью чего-то, что Бог рядом. И что они — тоже из рода Божьего.

Что это значит — быть из рода Божьего? Это значит, что Бог заботится о каждом из нас, от младенцев до стариков. Что неважно, где мы — Бог рядом и призывает участвовать в непрекращающихся делах в этом мире.

Я верю, что немалая часть нашей работы — просто замечать, искать и наделять смыслом. Духовность — это способность видеть, где в этом мире проявляются дела Бога, называть их и понимать, как мы можем стать их частью.

Примерно так: вы думаете об ЛГБТ-сообществе; Бог дал нам разнообразие, давайте работать над созданием мира, в котором это разнообразие уважается. Вы думаете об иммигрантах, Бог — это Бог иммигрантов, давайте работать вместе. Вы думаете о земле, Бог дал нам землю в подарок, давайте заботиться о нашей планете вместе. Мы обращаем внимание, даем название и работаем.

Я снова думаю о том, с чего начинал: об Эмили и детях. Она с уважением отнеслась к тому, что они сталкиваются с чем-то новым, рассказала им об этом и показала, как может быть здорово в театре. Это было очень просто, но это изменило многое.

Но не только дети и молодежь узнают новое. Мы и сами оказываемся в ситуациях, где сталкиваемся в неведомым, где учимся и растем. Все мы! Для некоторых это — новая стадия жизни: брак, дети, или, наоборот, жизнь без родителей или партнера. Для других это новая работа, хобби, новый поворот в жизни.

Мы боимся. И нервничаем. Мы не знаем, о чем именно не знаем. Незнание пугает нас, и мы боимся ошибиться.

о все, что нам нужно — это быть внимательными.

Чему еще я научусь? Что еще буду делать, чтобы этот мир стал лучше? Как обращать внимание на то, что уже происходит? Как назвать свои дела? Как вовлечься?

У нас есть дары удивления и любопытства. Наша духовность очень связана с ними.

Когда Эмили сказала детям, что сейчас станет темно, она упомянула еще, что они не одни: все столкнутся с этим вместе. Это распространяется и на нас: мы не одни, когда пробуем новое, когда нам сложно, когда мы учимся и ошибаемся и снова пробуем.

Давайте удивляться, расти, учиться, пробовать новое, помогать друг другу, экспериментировать. Все, что нужно — это признать, что мы знаем не все, и всегда есть новое, о чем мы еще не знаем.

По материалам Shannon T. L. Kearns
Подготовлено специально для Nuntiare.org

Другие тексты этого автора:

Следите за нашими новостями!

Наша группа VK
Наша группа в Facebook