Две души
Две души

Я слышал, многие люди говорят, что сексуальная ориентация и гендерная идентичность — новые и радикальные идеи, изобретенные прогрессивными богоненавистниками. Но это попросту неправда. От древнего Китая до доколониальной Америки, и везде между ними, признание небинарных гендеров и разных сексуальных ориентаций — обычная практика, которую часто игнорирует история. Детали различаются в разных культурах, и в нынешнем движении есть уникальные особенности, но основные идеи далеко не новы.

Задолго до того, как европейцы принесли оспу и христианство на американский континент, многие местные племена признавали небинарные гендерные идентичности, называя их термином, который переводится как «две души».

«Фраза «две души» начала набирать популярность в среде коренных американцев после 1990, после того как 13 людей из разных племен собрались в Виннипеге, Канада, чтобы найти термин, который мог бы объединить коренное ЛГБТ-сообщество. В каждом племени существовали свои термины для обозначения «третьего гендера». Задача собравшихся в Виннипеге была в том, чтобы найти современный термин, который бы приняли все» (Закари Пуллин (Zachary Pullin). Две души: История движения)

Детали социального положения «двух душ» до европейской колонизации были разными в разных племенах. В большинстве случаев считалось, что в этом случае в одной душе совмещается мужская и женская, и по большей части таких людей принимали и уважали. Некоторые думали, что две души — благословение богов. Такие люди занимались поддержанием устной традиции, лечением, ткачеством, заботой о детях, разрешением конфликтов. Их существование было одной из главных общих черт коренного населения Америки.

Выражение «двух душ» также было разным. Иногда они носили традиционно маскулинную и феминную одежду, иногда эта одежда чередовалась. Некоторые жили в традиционной роли, противоположной биологическому полу. Известный пример — Ве’ва (We’wha), Зуни с мужским телом, живущая как женщина. Ее родители умерли от оспы, и ее удочерила тетя. Потом она подружилась с антропологом Матильдой Кокс-Стивенсон (Matilda Coxe Stevenson), которая годами не подозревала, что биологически Ве’ва была мужчиной. Стивенсон описала Ве’ву как самого умного человека в ее племени, уважаемую и любимую всеми детьми. В языке Зуни термин для таких людей — Иха’мана.

Вопреки мнению европейцев, которые считали «двух душ» гомосексуалами, сексуальная ориентация не была главной чертой этого концепта. Но среди них было достаточно распространено вступать в партнерство с человеком того же биологического пола. Но поскольку их считали третьим гендером, или людьми с двумя гендерами, их отношения не ограничивались бинарными концептами гетеросексуальности и гомосексуальности.

«Традиция «двух душ» вмещала в себя широкий спектр людей и индивидуальных различий. Западные термины, фокусирующиеся на чем-то одном — сексуальных предпочтениях или гендерной идентичности — не могут охватить нюансы роли «двух душ», особенно в экономическом и духовном измерениях. Многие «две души» носили одежду своего гендера, другие — нет, а третьи одевались в одежду, отличающуюся и от мужской, и от женской. И хотя «две души» часто формировали отношения с людьми своего биологического пола, эти отношения не рассматривались как «гомосексуальные», поскольку гендерная идентичность «двух душ» отличалась от гендерной идентичности его или ее партнера». (Уилл Роско (Will Roscoe), Кто такие «две души»?)

Европейская колонизация принесла в Америку христианские ценности. Это было разрушительно для «двух душ», которых посчитали извращенцами и заставили придерживаться традиционных гендерных ролей. Правительство США подавляло принятие небинарных гендерных идентичностей среди коренного населения. К сожалению, их действия оказались успешными, и сообщества коренных американцев оказались искажены европейской гомофобией.

«Существование третьего, флюидного, мужского-и-женского гендера конфликтовало с гетеросексуальными взглядами колонизаторов, и в 1879 году правительство США вывезло тысячи таких людей из их племен и поселило в государственных школах для индейцев» (Саманта Меса-Майлс (Samantha Mesa-Miles), Две души: Испытания и бедствия гендерной идентичности в 21 веке).

«Попытка уничтожить коренных американцев и их ритуалы как со стороны церкви, так и со стороны правительства, вылилось в потерю многих ритуалов, включая те, которые были посвящены «двум душам». В коренных культурах за несколькими исключениями, не осталось места для мужчин-женщин или женщин-мужчин. Племена забыли учения «двух душ», и многие элементы культуры, связанные с ними, уже не практикуются. Вместо этого, их роль — это роль призрака прошлого или грязного секрета. Старшие, которые могут знать эти истории и эти учения, часто боятся говорить об этом из-за своего опыта столкновения с колонизацией.»

(Сандра Лафрамбуаз и Майкл Энхон (Sandra Laframboise and Michale Anhotn): Путь двух душ)
Упрямое и бесцеремонное сопротивление европейских христиан тому, чтобы заметить какие-либо гендерные или сексуальные роли вне «заданной Богом» бинарности почти уничтожило «двух душ». Это еще одна строка в длинном списке насилия над коренным населением во имя христианства.

По материалам Patheos от 31 мая 2016 года
Подготовлено специально для Nuntiare.org