Запрет на гомосексуальность в историческом контексте

Изучение Торы
Изучение Торы

Обзор

В начале этого отрывка в Торе сообщается, что следующие законы были даны «после смерти двух сыновей Аарона». Затем описывается служба в Йом Киппур, включая ритуал очищения и изгнания «козла отпущения» в пустыню. Даны правила отделения мяса от крови и другие законы о питании. И наконец, там приведен список запрещенных сексуальных отношений, данный в контексте общего запрета на следование практикам других народов.

В центре внимания

Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость. (Левит 18:22)

Пшат (буквальное толкование)

Вся эта часть Торы называется арайот, что дословно переводится как «обнаженность». Это список сексуальных отношений, в которые запрещено вступать мужчинам народа Израиля. В список включены различные формы инцеста, зоофилии и, по всей видимости, гомосексуальности.

Драш (глубинный смысл)

Этот стих — один из самых проблематичных во всей Торе; его смысле кажется понятным, и все же очень сложно принять его как ценность. Может ли Тора — в центре которой послание о том, Израиль не должен презирать слабых, беззащитных, тех, кто оказался в меньшинстве — действительно объявлять мерзкими, даже заслуживающими смерти, любящие отношения между двумя давшими согласие на это взрослыми людьми? (В Левите 20:13 этот запрет повторяется с большей силой)
Оно непонятно с точки зрения этики: основная цель этики — регулировать и гармонизировать разницы в количестве власти и привилегий. Другими словами, этика сдерживает всех от того, чтобы злоупотреблять другими. Таким образом, обоюдно добровольные отношения между равными не должны представлять этической проблемы.

Многие люди смотрят на этот стих с традиционной религиозной перспективы и видят в нем установление первенства гетеросексуальных отношений — для них этическое послание состоит в том, что необходимо сохранять «традиционные» — то есть, гетеросексуальные — семьи. Они часто утверждают, что одобрение гомосексуальных отношений понизит статус традиционной семьи и даст людям «выбор в пользу нетрадиционной жизни». Тем не менее, дети, выросшие в гомосексуальных семьях, становятся гомосексуалами так же часто, как и все остальные, поэтому это маловероятная теория.

По всей видимости, некоторых людей от природы привлекают однополые отношения, и в них они находят всю эмоциональную и личную полноту, на которую могут рассчитывать и гетеросексуальные пары.

Давайте предположим, что хороший и любящий Господь не создал бы некоторых людей так, чтобы поставить и перед ужасным выбором между постоянным одиночеством и верностью Торе — я не могу принять, что Господь Израиля не стал бы любить всех, кого он сотворил по Своему Образу.

Так как же мы можем интерпретировать, или переинтерпретировать, стихи из Левита, которые очевидно отрицают даже возможность принятия для геев и лесбиянок? Доктор Ави Роуз (Avi Rose), психолог и преподаватель, написал замечательное эссе для антологии ReCREATIONS, в котором он рассматривает исторический контекст создания этого стиха.

Например, доутор Роуз отмечает, что запрет на гомосексуальность появляется в контексте правил, запрещающих израильтянам копировать религиозные практики других народов. Далее, он цитирует исследователей, которые описывают религиозные практики других народов, включавшие ритуальную проституцию в храмах для людей «обоих полов». Так что слово «мерзость», to’evah, может обозначать именно эту практику.

Другая возможная трактовка Торы — запрет на сексуальные отношения между взрослыми мужчинами и мальчиками. Это может быть этическим запретом, поскольку детей никогда нельзя рассматривать как тех, кто дает добровольное согласие на сексуальные отношения.

Очевидно одно — Левит не мог запрещать длительные, любящие, ответственные отношения между двумя людьми одного гендера — потому что такие отношения, возможно, были невероятны для редакторов Торы. Вместо этого, Тора говорит о сексе в контексте религиозных практик, насилия или сексуального контакта вне установленных и добровольных отношений.

Другими словами, Тора, возможно, запрещает те сексуальные отношения, которые современная этика иудаизма рассматривает как очень сомнительные — неважно, для гомосексуального или гетеросексуального еврея. Если смотреть на исторический контекст, мы можем найти семена этического направления и святости даже в самом сложном и противоречивом отрывке.

По материалам My Jewish Learning от 19 апреля 2016 года
Подготовлено специально для Nuntiare.org

Еще на эту тему:

Следите за нашими новостями!

Наша группа VK

Наша группа в Facebook