kabe51omЖизнь — это самое главное и очевидное Божественное благодеяние, а истинная и вечная жизнь ждет нас в загробном мире. Так как мы можем стать достойными этой жизни посредством своего служения Богу, то будучи Всемилостивым и Милосердным Он послал нам пророков и открыл священные книги.

По этой причине, упоминая Его благодеяния человечеству в суре Ар-Рахман (Всемилостивый), Он говорит: “О Милосердный (наш Господь)! Он — Тот, кто научил Корану, кто создал человека и речи научил его” (Св.Коран, 55:1-4). Вся наша жизнь в этом мире — это репетиция перед загробной жизнью, и любое Божье создание ждет этот конец. В любом достижении мы явно видим длань Господа, в нем проявляется Его Милосердие. Некоторые “естественные” события и общественные потрясения, на первый взгляд, могут показаться неприемлемыми, но мы не должны считать их несовместимыми с милосердием и состраданием. Они напоминают темные тучи или гром с молнией, которые хоть и пугают, приносят нам дождь. Таким образом, вся вселенная славит Бога, Всемилостивого и Милосердного.

Пророк как милость на земле

Милосердие и великодушие Посланника Аллаха-составляют одну из глубинных сторон его фатаната. И в то же время в них сокрыта совершенно особая глубина понимания. Да, как воплощение милости и милосердия наш Пророк (с.а.с.) использовал во всей полноте эти два благословенных качества, подобно эликсиру, и воздвиг престол свой во всех сердцах. Да и нет других качеств, кроме как милосердие, великодушие, искренность, которые могли бы заставить массы людей полюбить человека. И вот Посланник Аллаха, наделенный душевной тонкостью, необычайным талантом и проницательностью, использовал милость и великодушие в качестве совершенно особой стороны его дара проникновения, что считается самостоятельным доказательством его миссии Пророка.

Аллах послал его в качестве милости ко всем мирам. Да, он отражает милость Всевышнего во всем ее блеске. Он — источник воды посреди пустыни, и каждый, пришедший к нему с чашей, наполнит ее и досыта напьется. Он — словно источник милости, из которого каждый, кто пожелает, мо-жет напиться.

Он оказал милость всем, кто нуждался в ней. Милостью своей он призывал в Рай. В руках Посланника Аллаха та была волшебным ключом, которым он открыл все заржавевшие замки, считавшиеся неоткрываемыми, и в каждой груди зажег факел веры. Этот золотой ключ был дан чело-веку золотой души, высокочтимому Мухаммаду Мустафе (с.а.с.). Ибо самым достойным среди людей оказался именно он. Да, Аллах всегда доверяет тому, кто этого достоин. И ключ к сердцу, который Он оставил людям на хранение, Он отдал тому, кто был более других этого достоин — Предводителю обоих миров.

Аллах послал его миру как милость, а он наилучшим образом и в гармонии с самим с собой эту милость претворял. В милости чувство меры также важно.

Милостью, которую олицетворяет Посланник Аллаха, воспользуются верующие. Ибо он по отношению к ним — “ар-рауф» и “ар-рахим»1 — кроток и милостив. Олицетворяемой им милостью, помимо верующих, воспользуются также безбожники и лицемеры, скрывающие под маской веры свое неверие. С другой стороны, даже ангелу Джабраилу достанется ее доля2. Эта милость не ограничивается определенными лицами и группами. Измерьте величие ее тем, что даже дьяволу случалось смотреть на нее с надеждой3. Он и не злоупотребит ею.

То, что представители некоторых религиозных течений нашего времени используют понятие “гуманизм» для обмана человека, не вызывает сомнений. Разве отличаются тогда они от змеи, подкравшейся к человеку, чтобы ужалить его? Любовь, которую воплощал в себе Посланник Аллаха, ни в коей мере не следует путать с такого рода любовью. Да и само понятие любви в исламе, как и все понятия, уравновешено земным и потусторонним.

Высокочтимый Мухаммад (с.а.с.) Откровением Аллаха принес в мир любовь ко всему сущему. Но, как мы уже сказали, это его безмерное великодушие и глубокое милосердие не остались лишь на страницах книг. Наоборот, в кратчайший срок великодушие и милосердие были воплощены на практике во всей их глубине. Да и нет у нашего Пророка ни одной мысли, которая не была бы осуществлена на практике. Он во всем — человек действия.

Посланник Аллаха пришел в мир проповедовать это широкое милосердие. Он — Манхалуль-азбуль-мавруд, то есть источник живительной воды. Всякий, кто опустит в него свою посуду, зачерпнет милосердие. А кто же из рук его глотнет живой воды, тот обретет духовное бессмертие.

Ах, если бы собравшиеся у этого источника, дарованного свыше, знали ему цену!

Чтобы сказанное нами не выглядело абстрактно, приведем несколько примеров. Но прежде всего обратим внимание на следующее обстоятельство: те из людей, которые достигают успехов в определенных профессиях, в других областях заметно отстают.

Так например, какой-нибудь полководец, воин, если и преуспевает в военном деле, то в чем-то ему не дано проявить понимания, чувствительности, милосердия, хотя бы на уровне пастуха. А иногда, поскольку этот человек привык убивать, он вообще по природе своей не может быть милосердным. Ибо чувства его в определенной степени притупились, и он уже не принимает близко к сердцу смерть человека.

Политик преуспевает в политике, но часто проявляет неуважение к правам человека. То есть, преуспевая в одном, он теряет в другом — в правдивости, в благородстве. В чем-то достигает вершин, а в чем-то идет ко дну.

Человек, угодивший в лапы позитивизма и старающийся поверять все опытом, в духовной жизни не смог перешагнуть и через нулевую планку. Встречаются и такие, что разумом возвышаются, подобно Эвересту, а уровень их духовности можно уподобить Мертвому морю.

Сколько людей сводят все к материи и принимают лишь то, что видят! А перед лицом логики Откровения они глупее глупых, ибо духовно не развиты.

Как явствует из сказанного, в некоторых людях отсутствует гармония. Пока развиваются одни качества, притупляются другие, не менее важные.

Но Посланник Аллаха гармоничен. Он воин, но милосерден, он политик, но честен и благороден, он не отрицает значения опыта, но в то же время остается на высоте духа…

Не оставалось такого зла, вплоть до мекканского триумфа, какого бы не причинили ему враги. Представьте себе, что вас бойкотируют, выбрасывают из собственного дома, лишают крыши над головой, оставляют посреди пустыни. А потом вешают на стену Каабы источающий яд указ, гласящий: “С этими людьми, которых мы изгнали, запрещается торговать, заключать браки…» И в таких тяжелых условиях вас держат в пустыне три года! Даже близкие ваши не могут вам помочь. Вы пытаетесь выжить там, поедая листья и траву. Дети и старики гибнут от голода, ни в ком вы не находите ни капли благородства… Потом вы будете изгнаны с родины в другие места, но и там не найдете покоя, и там каждый день будете подвергаться опасности. А затем при Бадре, Ухудской и Хандакской битвах будете драться с ними насмерть, и все равно вас не оставят в покое. Вы будете лишены даже права паломничества к Каабе, самого естественного вашего права. Приняв тяжелейшие условия, вы вернетесь назад, а после Господь окажет вам Милость, и вы, возглавив огромную армию, возьмете Мекку, станете ее властителем. И каковы же будут ваши действия в отношении этих людей? Смогли ли бы вы сказать: “Идите, вы все свободны, вы не судимы ныне»? Вне сомнения, подобное трудно представить. Думаю, многие согласятся со мною. Но Посланник Аллаха, пришпоривая коня, въезжал в Каабу в доспехах и был во-площением милосердия. Он спросил у мекканцев: “Чего вы ждете от меня?» Те в один голос ответили: “Ты — благородный, сын благородного. От тебя можно ждать лишь благородства.»

И он, как когда-то высокочтимый Юсуф (а.с.) своим братьям, сказал: “Сегодня вас никто не осуждает. Да простит вас Аллах, Он — Милостивейший из милосердных»4.

Как мы уже говорили, Посланник Аллаха воплощал в себе такую милость, которой пользовались и верующий, и безбожник, и лицемер. Верующий обретал в нем благо, ибо сказано: “Посланник ближе к верующим, чем они сами к себе». Толкователи Корана объясняют это так: “Посланник Аллаха дороже для верующих, чем их души». Но на самом деле оба высказывания близки друг другу. Мы любим его больше себя, а Посланник Аллаха отвечает любящим на безмерную их любовь такой же любовью. Ибо он — самый благородный человек.

Эта любовь рассудительна и логична. Она, если и имеет эмоциональную сторону, то все-таки истинного знания и логики в ней больше. Если проповедовать эту любовь, то она пустит в человеке корни, и везде, где Меджнун5 искал свою Лейлу, человек будет искать Расулуллаха. И при каждом упоминании его имени будет ощущать комок в горле, и жизнь без него станет мучительной разлукой.

Он говорит: “Я к верующим ближе их самих». При желании прочтите аят: “Пророк ближе к верующим, чем они сами, а супруги его — их матери» (Св. Коран, 33:6). Затем он продолжает свои слова: “Кто оставит после себя имущество, оно — родственникам. Но кто оставит долг, то это на мне»6.

В мире земном и в ахирате своей особенностью быть к верующим ближе, чем они сами к себе, Посланник Аллаха является милостью для них. Это его качество будет жить вечно.

Он и для лицемерящих в вере — милость. Благодаря этой великой милости, они не подвергались мучениям на земле. Эти люди приходили в мечеть, находились среди верующих и пользовались равными с мусульманами правами. Посланник Аллаха не выдал их. Он знал истинное лицо почти каждого. И даже назвал их имена высокочтимому Хузайфе (р.а.)7.

Вместе с тем Ислам не выдал их. Они оставались среди верующих, и их откровенное неверие хотя бы пошатнулось. Потому и земные радости обратились в разочарование. Ибо не может человек, верящий, что со смертью он исчезнет, по-лучать удовольствие от жизни. Но когда их безбожие обросло сомнениями настолько, что они смогли сказать себе: “Возможно, Ахират и существует», и тогда жизнь для них перестала бы быть совсем уж горькой. С этой точки зрения Посланник Аллаха в определенном смысле оказался для них милостью.

И безбожник воспользовался милостью Посланника Аллаха. Ибо Всевышний, посылавший кару целым народам из-за их неверия и совершенных грехов, после принятия Посланником Аллаха пророчества простил людей. А это — великая милость для безбожника в земной жизни.

По этому поводу Всевышний, обращаясь к своему любимому пророку, говорит: “Аллах не хочет покарать их, пока ты с ними; и не хочет покарать их Аллах, покуда молят они о прощении» (Св. Коран, 8: 33).

Да, ради Своего посланника Аллах перестал насылать на людей погибель. Высокочтимый Иса говорил: “Если Ты их накажешь, то ведь они — Твои рабы…» (Св. Коран, 5:118). Аллах говорит Пророку, подчеркивая его значимость: “Пока ты среди них, Аллах не нашлет на них погибель».

Пока ты, высокочтимый Мухаммад (с.а.с.), живешь в сердцах людей, Аллах не нашлет на них муки. Пока тебя помнят на земле, пока имя твое на устах, пока люди кладут головы на твоем пути, Аллах не уничтожит их.

Безбожник может извлечь для себя пользу из милости Посланника Аллаха, зная его изречение: “Я не послан быть проклинающим, я послан быть лишь милостью»8. Он пришел как Милость Аллаха ко всем. Вот почему Посланник Аллаха всегда желал спасения даже для самых великих врагов Ислама и прилагал для этого неимоверные усилия.

Светом, принесенным Посланником Аллаха, воспользовался даже Джабраил. Однажды Пророк спросит его: “Есть ли в Коране милость и для тебя?» Джибриль ответит: “Да, о Расулуллах! Ибо и я не был уверен в своем исходе. Но когда обо мне был ниспослан аят: “Тот, кому повинуются, и кто надежен…» (Св. Коран, 8: 33), — я обрел покой и уверенность»9.

А в другом своем хадисе Посланник Аллаха говорит: “Я — Мухаммад. Я — Ахмад. Я — Мукаффи (последний Пророк). Я — Хашир (После меня будет воскрешение из мертвых, и между мной и воскрешением не придет другой пророк. Аллах соберет людей передо мною.) Я — пророк покаяния и милости»10.

Дверь покаяния открыта до Судного Дня.. Ибо Посланник Аллаха — Пророк покаяния, и полномочия его действуют до Конца Света.

Если увидит он плачущего ребенка, сядет и заплачет с ним вместе. Не останется он равнодушным и к стонущей матери. Вот еще один хадис, переданный высокочтимым Абу Хурайрой (р.а.): “Я встаю на намаз и хочу исполнять его долго. Потом слышу плач ребенка и, так как знаю чувства матери к нему, сразу ускоряю молитву и завершаю ее»11. И это еще один пример его безграничного милосердия.

Посланник Аллаха молился весьма долго. Дополнительные намазы его были столь длинны, что сахабы с трудом переносили их. Он вставал на молитву, намереваясь совершить именно такой намаз, но, услышав детский плач, сразу ускорял его. Ибо в те дни и женщины за спиной Посланника Аллаха участвовали в общей молитве. Учитель наш, думая, что мать ребенка, возможно, находится в мечети, ускорял намаз и тем успокаивал женщину.

Пророк Мухаммад (с.а.с.) очень трепетно относился к своим детям. Часто он приходил в дом, где жила кормилица его сына — Ибрахима, заключал его в объятия и подолгу обнимал и целовал12.

Когда Акра ибн Хабис увидел, что Посланник Аллаха, взяв на руки высокочтимых Хасана и Хусайна, целует их, он сказал: “У меня десять детей, и я ни разу не поцеловал ни одного из них». Посланник Аллаха ответил так: “Нет милосердия тому, кто немилосерден»13.

А вот другой хадис: “Будьте милосердны к тем, кто на земле, чтобы был к вам милосерден тот, Кто на небесах»14.

Судя по другому преданию, он ответил так: “Если Аллах вынул из сердца твоего милосердие, то что я могу поделать?»15

Посланник Аллаха был полон любви и милосердия не только к своим родственникам, но и к друзьям, близким и далеким.

Некто из рода Мукаррин побил свою прислугу. Женщина в слезах пришла к Посланнику Аллаха. Наш Пророк призвал к себе ее хозяина и сказал: “Вы побили ее несправедливо. Или даруйте ей свободу, или оставьте-пусть уходит»16. Да, если наказание за эту несправедливость будет отложено до Судного Дня, оно будет гораздо тяжелее

Рассказывает высокочтимая Аиша (р.а.):

Как-то Саад ибн Убада (р.а.) заболел. Посланник Аллаха пошел навестить своего верного друга. С ним были и некоторые сахабы. Печальное состояние Саада ибн Убады так тронуло его, что он не смог сдержать слез и заплакал. Вслед за ним заплакали и остальные. Чтобы это не было понято неправильно, он сказал: “Аллах ни в коей мере не накажет за слезы, за грусть сердца, но накажет лишь за это (и указал на язык)»17.

Другим доказательством его милосердия можно считать честь, которую он оказал попечителям сирот. Он произнес: “Я и попечитель сироты в Раю — вот так» — и, смыкая пальцы, дал понять, до какой степени они близки18.

Его милосердие распространялось и на животных.

На одном из привалов в походе некоторые из сахабов, увидев птичье гнездо, взяли оттуда птенцов и стали забавляться ими. В этот момент прилетела мать птенцов и, увидев их в руках людей, в отчаянии начала кружить над сахабами. Посланник Аллаха очень рассердился и приказал без промедления положить птенцов обратно в гнездо19. Да, его милости хватало и на животных. И не осудил ли когда-то Аллах одного из пророков из-за муравьев? Вольно или невольно, этот пророк поджег муравейник, за что и был осужден Аллахом20.

Так возможно ли, чтобы сам носитель предания о таких событиях, вопреки своему милосердию и милости Аллаха, поступал как-то иначе? Позже из его уммы выйдут такие, которых будут называть “господин, не наступающий на муравьев». Ибо они будут надевать на ноги колокольчики и ходить так, чтобы мелкие существа, услыша звон, отдалялись и не попадали им под ноги. Господи! Как же глубоко, как всеохватно его милосердие! Даже муравьи не были исключены из круга его милости!

Могут ли эти люди, не наступающие даже на муравьев, поступить несправедливо по отношению к людям? Нет, они никому сознательно не причинят зла!

Как-то, когда он был в Мине, из щели между камнями выползла змея. Досточтимые сахабы набросились на нее, но змее удалось уйти. Посланник Аллаха, наблюдавший за происходящим издалека, сказал: “Она спаслась от вашего зла, а вы — от ее»21. Пророк назвал злом и то, что входило в тот момент в намерения сахабов. Ибо змея тоже имеет свое место в мировом порядке. Каждая такая неоправданная смерть будет нарушать экологическое равновесие и наносить невосполнимый урон. Истребление насекомых ради успехов в сельском хозяйстве — преступление против экологического равновесия. И странно, что подобное в наше время совершается во имя науки.

Рассказывает Ибн Аббас (р.а.): “Мы с Посланником Аллаха шли куда-то. Один человек привязал овцу, чтобы зарезать ее, и у нее на глазах точил свой нож. “Ты хочешь убить ее несколько раз?» — спросил его Посланник Аллаха»22. Разве не звучит в этих словах справедливое осуждение?

Рассказывает Абдуллах ибн Джафар (р.а.): “Как-то Посланник Аллаха вместе с несколькими сахабами вошел в один сад. В углу его стоял вконец отощавший верблюд. Увидев Посланника Аллаха, он начал плакать. Предводитель обоих миров сразу же направился к нему, а затем, послав за хозяином, довольно жестко его отчитал и наказал ему впредь лучше заботиться о животном»23.

Полный милосердия гораздо большего, чем любовь и сострадание, о которых так много говорят гуманисты нашего времени, Посланник Аллаха всегда умел сохранить свою всеобъемлющую милость от всякого рода излишеств и благодаря своей проницательности никогда не впадал в крайности.

Да, он никогда не мирился со злом и не создавал оран-жерей для греха, называя это терпимостью. Он очень хорошо сознавал, что терпимость из милосердия, проявленная к преступнику, человеку с черным сердцем, означает покушение на права тысяч ни в чем не повинных людей. С горечью надо отметить, что в наше время подобных несправедливостей больше, чем во все остальные времена. Если любовь и милосердие не будут употреблены во благо, это может неотвратимо сказаться на правах личности. Говоря о Посланнике Аллаха, нельзя указать ни на один такой случай.

Он любил людей до самопожертвования. Доказательством служит то, что Коран призывает его к умеренности. Коран говорит: “Kaк бyдтo бы ты гoтoв пoгyбить ceбя пo иx cлeдaм, oт гopя, ecли oни нe пoвepят этoму Посланию» (Св. Коран, 18:6). И разве не укрылся он в пещере, когда атмосфера пророчества начала захватывать его? И откровение пришло к нему впервые именно там.

Предельно разумным было и его терпение. Сколько вершин, казавшихся непреодолимыми, благодаря этому терпению были покорены! Сколько сердец, подобных айсбергу, сколько ледяных душ растаяло под этим Солнцем Терпения и обрело спасение! Разве могли бы принять ислам Абу Суфьян, Икрима и многие другие, если бы не его терпение и выдержка?

Да, он — милость всему миру.

В жизнеописаниях дается всестороннее описание Посланника Аллаха (с.а.с.). Насколько он был совершенен физически, настолько же высок духом своим. Высокочтимый Али (р.а.) вспоминал о Пророке Мухаммаде: “Посланник Аллаха был щедрейшим из людей. Сердцем — самый отзывчивый; словом, самый правдивый; он говорил и вел себя так естественно и верно, что сядь рядом с ним — и не почувствуешь себя неуютно, а напротив, будто сидишь с другом. Но он обладал таким высоким духом, что никто никогда не сможет достичь его уровня. Он скромно снисходил до тех, кто сидел в кругу, никогда не подчеркивал разницу между собой и сидящими с ним24. Сердце любого человека, увидевшего его, наполнялось любовью к Пророку.

Ни до него, ни после невозможно указать на человека, которого любили бы в той же степени, как его. Все верующие, в чьих сердцах он живет, непрестанно говорили и говорят:

В тебя влюбилось сердце, почему?

Твой лик, как день, блистает ярко, почему?

Да, это так. Ибо он — возлюбленный Создателя миров.

* Эта статья впервые опубликована на русском языке в кн. Ф. Гюлена “Пророк Мухаммад — венец рода человеческого», 1-ое издание, Новый свет, М., 2004, сс. 281-294.


1. См. Св. Коран, 9:128.

2. Кадий Ияз, Аш-шифа, 1/17.

3. Самарканди, Танбихуль-гафилин, 1/94.

4. Ибн Хишам, Сира, 4/55; Ибн Касир, Аль-бидая, 4/344.

5. Меджнун — герой поэмы Фузули (“Лейли и Меджнун»), который удалился в пустыню, потеряв свою возлюбленную; oлицетворение высокой любви.

6. Муслим, Фараиз, 14.

7. Бухари, Фазаилуль-асхаб, 20.

8. Муслим, Бирр, 87.

9. Кадий Ияз, Аш-шифа, 1/17.

10. Муснад, 4/395; Муслим, Фазаиль, 126.

11. Бухари, Азан, 65; Муслим, Салат, 192.

12. Бухари, Фазаилуль-асхаб, 63.

13. Бухари, Адаб, 18.

14. Тирмизи, Бирр, 16.

15. Муслим, Фазаиль, 64.

16. Муснад, 3/447.

17. Бухари, Джанаиз, 45; Муслим, Джанаиз, 12.

18. Бухари, Талак, 25, Адаб, 24; Муслим, Зухд, 42.

19. Абу Давуд, Адаб, 164, Джихад, 112; Муснад, 1/404.

20. Бухари, Джихад, 153; Муслим, Салам, 147.

21. Насаи, Хадж, 114; Муснад, 1/385.

22. Мустадрак, 4/231, 233.

23. Суюты, Аль-хасаисуль-кубра, 2/95.

24. Ибн Касир, Шамаиль, 44; Тирмизи, Манакыб, 8.

Источник: fgulen.ru