Эта статья – для тех, кого выкинули на улицу.

Если вы потеряли свой дом, своих любимых, свою молитвенную общину – эта статья для вас.

Если жить по своей правде – грех, то мы все совершили роковую ошибку. Когда вы просыпаетесь, живете, дышите де факто вне моральных границ своего сообщества и вас ограничивает ваша честность, вы – в лучшей компании.

Я часто думала об этом после того, как оставила церковь. Я поддерживала свою веру в святых, которым пришлось столкнуться с преследованиями при жизни и на которых затем легла тень дискомфорта и осуждения последующих поколений.

Когда папа Григорий Великий провозгласил, что три Марии, упомянутые в Евангелиях, ̶ это одна и та же Мария ̶ Магдалина, верующим было легко свести объемный образ ближайшей ученицы Иисуса, образец нежного, любящего сердца, к образу исправившейся проститутки. В руках мастеров эпохи Возрождения она становилась всего лишь одинокой раскаивающейся грешницей, пытаемой своей историей и сексуальностью.

И если бы не терпение Святого Иосифа, Дева Мария осталась бы одинокой разведенной женщиной – в культуре, в которой ее по закону можно было побить камнями.

Взрослея, я находила пристанище в этих древних историях.

Я с раннего возраста подвергалась сексуальному насилию и идентифицировала себя с женщинами древних времен, чей характер автоматически ставился под сомнение и дискредитировался мыслителями, теологами и художниками.

Никто, кроме Иисуса, не сказал ничего хорошего о женщине, которая умастила его ноги. Все были слишком озабочены тем, что она доказала свою лень и нерадение к работе, когда села у его ног и слушала, внимая его учению.

Иисус был единственным человеком, который заступился за нее и увидел ее ценность. Когда она сломалась и умыла его ноги своими слезами, ученики мужского пола собрались вокруг и возопили о том, что она зря разбазаривает деньги.

Когда я выросла и сделала медицинский и социальный переход от мальчишества к женственности, я также столкнулась с дискриминацией и маргинализацией.

Выпускница университета, владеющая четырьмя языками, я вдруг лишилась возможности получить работу.

Я могла в любой момент лишиться жилья. Мне пришлось торговать своим телом, чтобы прокормиться и остаться в квартире еще на какое-то время. Я тоже обнаружила себя в культуре, которая ценила только мою сексуальность, лишая меня богатства жизни, имеющей ценность, и связи с другими людьми.

В те тяжелые моменты я становилась на колени перед иконами Девы Марии и просила ее о защите. Я искала успокоения в словах Иисуса и, как Мария Магдалина, пыталась следовать за ним в страдании через молитву розария.

Пока почти все ученики-мужчины разбегались, Магдалина оставалась у креста и плакала об Иисусе, когда его тело положили в могилу. Когда другие женщины поспешили рассказать общине, что Иисус победил смерть и воскрес, святая Мария Магдалина лежала в саду, оплакивая человека, которого она так любила, и вопрошая о том, где он теперь. Я хотела следовать за ней и в своем разбитом сердце вопрошала о том, почему Бог не был со мной.

Даже в том сумраке бедности, безработицы и голода я искала Иисуса.

Я искала его в каждом, кто приходил ко мне в дом, и видела его руки в руках тех, кто платил мне, чтобы я могла поесть, и его лицо в моих ночных визитерах затуманивалось от стыда и одиночества. Я видела, что если Бог ̶ во всех нас, то он не слишком отличается от меня, и, уж конечно, он в каждом найдет, что полюбить.

Святая Мария Магдалина была первой свидетельницей воскресения Христа, первой, кто увидел его преображенное лицо. Она перестала плакать и стала радоваться, крича «Учитель!» и пытаясь обнять того, кого любила. Но в тот момент Бог призвал ее к чему-то большему. Иисус сказал: «Не прикасайся ко мне».

Странные слова от того, кто любил ее настолько, что защитил от ближайших друзей и последователей. Странные для человека, который стал оплакивать смерть Лазаря, как только увидел слезы в глазах Магдалины.

Почему Иисус вернулся к тому, кого любил, только чтобы устраниться от физического контакта?

Вот ответ, который пришел ко мне после размышлений: Святая Магдалина любила Иисуса как кого-то близкого, доступного физически. Она осмелилась дотронуться до него и служить ему, считая его своим учителем и другом. Она была привязана к его проявлению как живого, дышащего человека. И это было хорошо.

Но Иисус умер. И когда он вернулся к жизни, все изменилось. От настолько превзошел свою жизнь, что превзошел также и смерть, возвращаясь к своему Отцу. Настало время освободить место для более глубокого общения, более глубокой связи с Богом, чем позволяло его прошлое проявление.

Первой это послание получила святая Мария Магдалина, потому что она любила очень глубоко. Все, что она знала, изменилось. Отпуская одну форму своего создателя, своего учителя и человека, который ее любил, она подготовилась к более великому причастию, которое случилось на Пятидесятницу, когда Святой Дух вошел в каждого ученика и создал более глубокое сообщество любви и веры.

Она не могла цепляться за прошлое. Вместо этого Иисус призвал ее ждать чего-то большего.

Бог просит о том же и нас, когда мы теряем все, что имели. Физическое – прекрасный способ наслаждаться хорошими вещами, которые есть в жизни, но настоящий вызов — в том, чтобы признать их таковыми и ожидать более глубокой связи с Богом. Благодаря этому единству, горечь, злость и боль могут пройти, освобождая путь для новой жизни. Это особый секрет жизни Магдалины – отсутствие постоянного сожаления о том, что она женщина, и о том, что она сделала в прошлом.

Нет. Настоящее послание святой Марии Магдалины таково: глубоко любить – значит полностью отпустить, чтобы освободившееся место могла занять большая любовь.

Те из нас, кто подвергся изгнанию, стыду, кто был ранен, получают это особое благословение от Бога. Наше наследие – сила, единство, принятие и любовь.

Наследие остается с нами навсегда, неважно, признают ли его другие.

Для всех нас в любви Бога есть личное место, и неважно, что люди, стоящие в стороне, осуждают нас. Нам рады у ног Христа и, в конце концов, в семье, которая велика настолько, насколько велика наша вера.

Источник: Believe Out Loud от 26 августа 2015 года
Перевод: Анастасия Иванова, специально для Nuntiare.org

Еще на эту тему: