2522_000201_mЛюди говорят о мире, экологии, справедливости, терпении и диалоге. К сожалению, господствующее материалистическое мировоззрение нарушает равновесие между человечеством и природой, а также между людьми. Эта гармония и мир устанавливаются, когда материальная и духовная сферы примиряются друг с другом.

Вера примиряет противоположности, например, как религия — наука, мирская жизнь — загробный мир, природа — Божественные книги, материальное — духовное, душа — тело. Она может сдержать научный материализм, поставить науку на ее истинное место и положить конец издавна существующим конфликтам. Естественные науки, которые должны направлять людей к Богу, вместо этого порождают широко распространенное неверие. Так как эта тенденция сильнее на Западе, где самой влиятельной религией является христианство, то диалог между мусульманами и христианами просто необходим.

Целью диалога между разными вероисповеданиями является осуществление духовного единства и согласия, а также поддержание универсальности веры. Религия охватывает все верования и стремительно движется вперед, по-братски примиряя их. Она возвеличивает любовь, взаимное уважение, терпение, всепрощение, милосердие, права человека, мир, братство и свободу через своих пророков.

В исламе есть указание на то, что Иисус (а.с.) вернется в последние дни перед Концом света. Для мусульман это означает, что такие ценности, как любовь, мир, братство, всепрощение, альтруизм, милосердие и духовное совершенствование и очищение должны стоять на первом месте. Так как Иисус был послан евреям, и все иудейские пророки возвеличивали эти ценности, то существует необходимость диалога с евреями, а также должны быть установлены более близкие взаимоотношения и сотрудничество между исламом, христианством и иудаизмом.

Между религиями существует много общих положений для установления между ними диалога. Михаил Вышогрод пишет, что существует не меньше теоретических или конфессиональных причин для сближения мусульман и иудеев, чем для иудеев и христиан1. Более того, мусульмане завоевали хорошую репутацию во взаимоотношениях с евреями: между ними практически не было дискриминации, массовых уничтожений, нарушения основных прав человека или геноцида. В сущности, в трудные времена, когда евреев изгнали из Испании, они были радушно приняты в Османском государстве.

Трудности для мусульман в установлении диалога

Только в течение последнего века количество мусульман, убитых христианами, значительно превысило количество христиан, убитых мусульманами на протяжении всей истории2.

Многие мусульмане, даже сведущие и образованные, верят, что Запад стремится подорвать основы ислама самыми хитрыми и изощренными методами.

Не забыт и западный колониализм. Османская держава рухнула под военным натиском со стороны Европы. И история иностранных вторжений в земли мусульман была с большим вниманием прослежена в Турции. Постепенное “превращение” ислама в идеологию конфликта и противодействия, или в партийную идеологию заставило людей с подозрением относиться к исламу и мусульманам.

Ислам стал мощнейшим двигателем для мусульман в борьбе за независимость. Он воспринимается как разъединяющий элемент и массовой политической идеологией независимости, которая воздвигла стену между исламом и Западом.

Историческое изображение ислама в христианском мире как грубого и деформированного варианта иудаизма и христианства, а Пророка — как обманщика, все еще глубоко ранит мусульман.

Диалог — это настоятельная необходимость

Для успешного осуществления диалога между вероисповеданиями мы должны забыть прошлое, пренебречь полемикой и сконцентрироваться на общих началах. Мнение Запада изменилось. Задумайтесь над словами Мэссиньона, который сказал, что ислам — это “вера Авраама, возрожденная Мухаммадом”. Он верил в то, что ислам имеет позитивную, почти посланническую миссию в постхристианском мире, ибо “Ислам — это религия веры. Это не религия философской веры в Бога, а веры в Авраама, Исаака, Исмаила, веры в нашего Бога. Ислам — это великая тайна Божественной Воли”. Он верил в Божественность Корана и Пророческую миссию Мухаммада3.

Взгляд Запада на Пророка Мухаммада (с.а.с.) также смягчился. Такие христианские духовные лица и религиозные деятели, как Чарльз Дж. Ледит, Ирен М. Далмаис, Л. Гардет, Норманн Даниэль, Мишель Лелонг, Х. Мориер, Оливер Лакомб и Томас Мертон тепло относятся к исламу и Пророку и поддерживают идею осуществления диалога.

Второй Церковный Совет в Ватикане, который инициировал начало этого диалога, и мнением которого мы не можем пренебрегать, показал, что отношение католической церкви изменилось. Во второй части этого Совета Папа Павел VI сказал:

“С другой стороны, взгляд католической церкви простирается дальше, за горизонты христианства. Он обращен в сторону других религий, которые сохраняют концепцию Бога как Единственного и Исключительного Создателя, Творца Судьбы и Источника Мудрости. Эти религии поклоняются Богу искренне и преданно

Церковь еще раз подтверждает, что в современном обществе, дабы сохранить значение религии и поклонение Богу, в которых нуждается истинная цивилизация, Церковь сама собирается занять место непоколебимого защитника Божественных прав, дарованных человеку

В нашем мире, который стал меньше, и где отношения стали более тесными, люди ждут от религии разгадок таинственных головоломок в человеческой природе, переворачивающих их сердца. Кто есть человек? Каково значение и цель жизни? Что такое добродетель и вознаграждение, что такое грех? Где источник и какова цель страданий? Как найти путь к истинному счастью? Что такое смерть, каково значение Высшего Суда после смерти и вознаграждения человека по его заслугам? Почему тайна окутывает начало и конец бытия?..

Церковь призывает свою паству не только верить и жить, как христиане, но также знакомиться, поддерживать с осторожностью и состраданием, осуществлять диалог и сотрудничество с теми, кто является последователями других религий, побуждать их к развитию своих духовных, моральных и социо-культурных ценностей”4.

Папа Иоанн Павел II в своей книге “Пересекая порог надежды” признает, что мусульмане поклоняются Богу наилучшим и наиболее тщательным образом. Он напоминает своим читателям, что в этом христиане должны следовать примеру мусульман.

Устойчивость ислама по отношению к идеологиям материализма и важность его роли в современном мире поразили западных наблюдателей. Е.Х. Джержи отметил:

“В своем самоуважении, самодостаточности и истинном религиозном рвении, в своей борьбе за единство против расистских и марксистских идеологий, в своем решительном осуждении эксплуатации, как и в проповедовании своей миссии сбившемуся с истинного пути, истекающему кровью человечеству, ислам обращается к современному миру с особенным пониманием своего предназначения. Это осознание своей миссии, которое не было сбито с толку и разорвано на части массой теологических тонкостей, и которое не было раздавлено под тяжелым бременем догмы, черпает свою силу из абсолютной убежденности в релевантности ислама”5.

Мусульмане и христиане сражались друг с другом почти четырнадцать веков. Запад помнит военное могущество и вторжения ислама. Современное противодействие мусульман и негодование Запада никому не идут на пользу. В нашей глобальной деревне Запад не может стереть ислам с лица Земли, а армии мусульманских стран не могут воевать с Западом. В то же время обе стороны имеют возможность получить определенные выгоды друг от друга. Запад обладает научным, технологическим, экономическим и военным превосходством, а ислам — не извращенными, а живыми духовными традициями, корни которых лежат в Св. Коране и сунне.

Религия не избежала жестокого натиска со стороны неверия. Мусульмане не могут ограничить ислам рамками политической идеологии или экономической системы, либо рассматривать Запад и другие религии с исторически сложившейся точки зрения и в соответствии с этим формировать к ним свое отношение. Те, кто принимает ислам как политическую идеологию, обычно делают это по причине личного негодования или враждебности. Мы должны прекратить подобную практику и основывать свои поступки на исламе как религии. Пророк определил истинного мусульманина как человека, с которым остальные находятся в безопасности, как самого надежного представителя в мире.

Мусульмане должны прекратить действовать из идеологических или политических соображений и прикрываться при этом исламом, а также выдавать обычные желания за идеи. Это привело к тому, что на Западе сложилось искаженное видение ислама. Например, в американских университетах ислам преподносится как политическая система, и его изучают на факультетах политологии или международных отношений6. Подобное восприятие можно найти среди прозападных мусульман и немусульманских азиатов и африканцев. Удивительно то, что многие группы людей, вставших под знамена ислама, экспортируют этот образ и усиливают его.

Всемирный призыв ислама к диалогу

Четырнадцать веков назад ислам сделал величайший исторический призыв ко всему миру:

“О, Люди Книги! Давайте к слову, равному для нас и вас, придем, чтоб нам не поклоняться никому, кроме Аллаха, других божеств Ему не измышлять и средь себя не воздвигать других владык, кроме Аллаха. Но если же они отворотятся, ты скажи: “Тогда свидетелями станьте, что все мы мусульмане (все мы Богу предались)” (Св. Коран, 3:64) .

Утверждение исламской веры — Нет бога кроме Аллаха (Бога) — это призыв воздержаться в чем-то, дабы последователи существующих религий могли покончить со своими разногласиями. Оно представляет собой самое широкое понятие, с которым верующие люди могли бы согласиться. Если же оно было отвергнуто, то мусульмане должны были ответить: “Твоя религия — для тебя, моя религия — для меня”.

Эльмалылы Хамди Языр, известный турецкий муфассир (ученый-толкователь Корана), отметил: “Различные сознание, нации, религии и книги могут объединиться в одном общем сознании и слове истины. Ислам показал человеческому миру поистине широкий открытый и истинный путь к спасению и закон свободы. И это не ограничено рамками арабского или неарабского мира. Религиозный прогресс не возможен при узком ограниченном сознании, а только при широком и всестороннем взгляде на мир”7.

Ислам даровал нам все это. Саид Нурси* объясняет свои мысли и наблюдения, связанные с таким широким размахом ислама, следующим образом:

“Я задумался над значением “мы” в словах: Мы предаемся лишь Тебе и лишь к Тебе о помощи взываем (Св. Коран, 1:5), и спросил самого себя, почему вместо я было использовано местоимение мы. И вдруг я открыл для себя достоинство и тайну религиозной молитвы. Когда мы все вместе молились в мечети Баязет, то каждый человек стал своего рода заступником для меня. В то время как я читал там Коран, все остальные свидетельствовали в мою пользу. Я черпал мужество из общего великого и усердного служения Богу, дабы представить свое собственное никчемное служение Божественному Суду.

И еще одна истина раскрыла себя: все мечети Стамбула объединялись и находились под влиянием мечети Баязет. Я чувствовал, что они поддерживали меня в моем благом деле и включали меня в свои молитвы. В этой земной мечети я видел себя ходящим вокруг священной Каабы. Я сказал: “Хвала Властелину миров. У меня столько заступников; все мы говорим одни и те же слова, и они поддерживают меня”.

Когда я осознал эту истину, то почувствовал себя так, словно молюсь перед Каабой. И, взяв всех поклоняющихся Богу в свидетели, сказал: “Я свидетельствую, что нет бога кроме Аллаха, и Мухаммад Посланник Его”. Я доверил это свидетельство веры Хаджаруль-асваду. Сделав это, я увидел, как приоткрывается вуаль еще над одной тайной. Я осознал, что религиозное братство, членом которого я являлся, разделилось на три группы.

Первую группу составляли верующие мусульмане и те, кто верит в существование Бога и Его Единство. Вторая группа состояла из всех созданий, возносящих великую молитву и взывающих к Богу. Каждый класс или представитель был занят своим неповторимым призывом и молитвами к Богу, и я был среди них. Третья же группа представляла собой удивительный мир, который был внешне мал, но в действительности огромен ввиду своего предназначения и исключительности. И, начиная с атомов моего тела и заканчивая внешними чувствами, я чувствовал религиозное братство, занятое служением Богу и выражением своей благодарности.

Кратко говоря, мы в словах “мы” поклоняемся указывает на эти группы. Я представил нашего Пророка, переводчика и распространителя Корана, обращающегося к человечеству в Медине: “О, люди! Поклоняйтесь вашему Владыке (Св. Коран, 2:21)”. И так же, как все остальные, я слышал этот призыв в своей душе, и так же, как я, представители всех трех групп отвечали: “Тебе одному мы поклоняемся”8.

Взаимодействие с иноверцами

В Коране сказано: “Книга эта, несомненно, наставление для тех, кто гнева Божьего страшась, смирен и праведен (в своих деяньях) (Св. Коран, 2:2). “И эти благочестивые люди те, кто верует в Незримое, строг в совершении молитв и щедр в подаянии из благ, которыми его Мы наделили, кто верует (в Писание), что послано тебе (о, Мухаммад!), и в то, что до тебя ниспослано другим (пророкам), кто верует в другую жизнь и не имеет (в том) сомнений” (Св. Коран, 2:3-4).

В самом начале Коран призывает людей принять предыдущих Пророков и их Книги. Подобное условие в самом начале кажется мне очень важным, особенно для установления межрелигиозного диалога. Господь повелевает: Не препирайтесь с обладателями Книги иначе, как с достоинством и честью используя наилучший довод (Св. Коран, 29:46). Здесь Коран описывает, как поступать. Об этом Саид Нурси сказал следующее: “Любой, кто радуется поражению оппонента в споре, не имеет жалости”. Он объясняет это так: “Вы ничего не выигрываете от поражения другого. Если бы вы потерпели поражение, а он выиграл, то вы бы исправили одну из своих ошибок. Спор должен выявлять истину”. В суре “Мумтахина” говорится: “Аллах запрета не дает вам доброту и справедливость проявлять к тем людям, кто за вашу веру с вами не сражался, не изгонял из дома вас — поистине Он любит справедливых!” (Св. Коран, 60:8).

Некоторые аяты Корана критикуют Людей Книги за неправильное поведение, ошибочные мысли, сопротивление истине, создание напряженности и враждебности и другие нежелательные качества, а в Библии мы можем найти даже более сильные выражения по этому поводу. Однако сразу же после этой критики Коран использует очень мягкие слова, дабы пробудить сердца к истине и вселить надежду в души. Его критика и предупреждение касательно некоторых поступков и отношений, которые можно найти среди евреев, христиан и многобожников, были также адресованы мусульманам, которые поступали таким же образом.

Все существующие религии основаны на мире, безопасности и вселенской гармонии. Война и конфликт — это отклонения, которые должны находиться под контролем. Исключение делается только для самозащиты, которая должна соответствовать определенным принципам. Ислам установил правила, которые ограничивают войну и устанавливают равновесие. Например, в ее основе должна лежать справедливость и мир во всем мире: Свидетельствуя перед Аллахом, будьте неизменно справедливы, и пусть их неприязнь к вам не отклонит вас от (решений) справедливых (Св. Коран, 5:8). Ислам обозначил линию защиты, предусматривающую охрану религии, жизни, собственности, души и продолжения рода. Современная законодательная система сделала то же самое.

Ислам придает огромную ценность человеческой жизни, говоря, что тот, кто убьет живую душу, тот как бы всех людей погубит, ибо убийство порождает идею о том, что любой может быть убит (5:32). Каин, сын Адама, был первым убийцей. В Библии можно найти детальное описание этого события, которое положило начало эпохе кровопролитий. Именно по этой причине Пророк сказал: “Если человек несправедливо убит, часть этого греха будет приписана Каину, ибо он открыл путь несправедливому убийству человечества”9.

Основы диалога

Важнейшим элементом личности человека является любовь. Это ослепительный свет и великая сила, которая может противостоять и победить любую другую силу. Любовь возвышает душу, которая впитывает ее и готовит к вечности. Те, кто прикоснулся к вечности через любовь, стремятся привить другим то, что получили. Они посвящают этому всю жизнь и ради этого переносят любые трудности на своем пути.

Альтруизм порождает любовь. И те, кто обладает наибольшей долей этой любви, являются величайшими героями человечества, людьми, которые выкорчевали любое проявление ненависти и злобы в своей душе. Такие герои продолжают жить даже после своей смерти, а в течение всей жизни они горячо любимы людьми.

Самый прямой и короткий путь к сердцу человека лежит через любовь. Это путь пророков. И сегодня их последователи не отвергнуты, даже если некоторые отталкивают их, то многие другие радушно принимают. А так как их встречают с любовью, то они всегда достигнут своей цели.

Поскольку все в мире свидетельствует и обещает сострадание, то его можно считать симфонией сострадания. Выражение сострадания всем живым существам является необходимым условием для того, чтобы называться человеком. Сострадание возвышает человека.

Посланник Аллаха проявлял свое представление о милости, охватывающее все сущее, в самой естественной форме. Вот, например, какими поучительными и конкретными примерами он говорит о милосердии к животным:

“Аллах простил одну падшую женщину и удостоил ее Рая из-за собаки. Та, свесив от жажды язык, тяжело дышала у колодца. Эта женщина, проходившая там в тот момент, увидела, в каком она состоянии, и не выдержала. Она сняла с себя пояс, привязала к нему туфлю и, зачерпнув ею воду из колодца, напоила собаку, и это вернуло ее к жизни. Аллах простил эту женщину, и она обрела райские покои»10.

А вот второй его пример — противоположного характера:

“Одна женщина попала в Ад из-за кошки. Она не кормила ее, не поила и не выпускала. И кошка околела от голода. По этой причине женщина попала в Ад»11.

Прощение — это тоже великая ценность. Мы говорим: “Ошибки — от молодых, прощение — от пожилых”. Получить прощение означает исправить что-то, возвратиться к своей сущности и найти себя снова. По этой причине самым достойным поступком, по мнению Бесконечно Милосердного Бога, является поступок, ведущий к ощущению трепета от этого возвращения и поиска.

Мироздание познало прощение через человечество. Так же, как Господь показал свое Милосердие и Божественное Прощение на примере людей, Он вложил красоту этого чувства в их сердца. Когда Адам (а.с.) своим падением нанес удар своему существованию, Бог простил его, подняв до уровня пророка.

Когда бы мы ни ошибались, поиск прощения и преодоление стыда от совершенного греха позволяют нам обрести бесконечное милосердие и прощение и не замечать грехов других людей. Однажды Иисус (а.с.) сказал кровожадной толпе: “Пусть тот, кто без греха, первым бросит камень (Иоанн 18:7). Если мы понимаем это, то как мы можем “бросать камни” в других?

Злоба и ненависть превращают землю в преисподнюю. Мы должны нести прощение и милосердие тем, чьи несчастья толкают их в пропасть. Перевес тех, кто не умеет прощать и нетерпелив, сделал последние один-два века самыми ужасными в истории. Следовательно, наивысшим даром, который современное поколение может дать своим детям, это научить их прощению и терпению.

Мы не должны придавать значения недостаткам других, а должны уважать иное мнение и прощать то, что можно простить. Мы должны сделать это, дабы тронуть сердца и извлечь пользу из противоположных идей, которые сохраняют наши сердца, душу и мысли в хорошей форме.

Терпение является наиболее важным элементом нравственности и необходимым источником духовной дисциплины и добродетели. Оно заставляет добродетель достигать новых глубин и простираться до бесконечности, а ошибки и недостатки становиться незначительными. Божественное обращение проходит через призму терпения, и мы ждем, когда оно охватит нас и все мироздание. Его объятия настолько широки, что пьяница вдруг просыпается свободным от своей зависимости и становится сподвижником Пророка, а убийца обращается к истине и достигает наивысшего уровня.

Мы ожидаем любви и уважения, терпения и прощения, щедрости и близости, и особенно от Бога. Но можем ли мы ожидать всего этого, если, в первую очередь, сами не предлагаем ничего из этого другим?

Последнее слово

Те, кто хочет изменить этот мир, должны в первую очередь изменить себя, очистить свой внутренний мир от ненависти, злобы и зависти и украсить его добродетелью. Те, кому не достает самоконтроля, самодисциплины и возвышенных чувств, на первый взгляд, могут показаться привлекательными и проницательными. Однако то, на что они вдохновляют других, быстро исчезает.

Великодушие, красота, правдивость и добродетельность — вот сущность мира и человечества. И что бы ни случилось, однажды этот мир найдет свою сущность. Никто не сможет этому воспрепятствовать.

* Эта статья впервые появилась в Туркиш дейли ньюс (Январь 11-12, 2000) и Фаунтен 3:31 (июль-сентябрь 2000): 7-8 и была представлена на Парламенте мировых религий, Кейптаун, декабрь 1-8, 1999. Напечатано с разрешения.

** Саид Нурси, Бадиуззаман (1877-1960) — видный турецкий богослов и мыслитель.

1. Исмаил Р. Фаруки, Даелог оф абрахамик фейс, (на англ.), Стамбул, 1995, 51-53.

2. Грехэм Э. Фюллер и Ян О. Лессер, Сенс оф сийдж: Джиэполитикс оф ислам энд зе вест, (на англ.), Стамбул: 1996, 41-42.

3. Сидней Грифис, “Шэринг зе фейс оф Эбрехэм: Зе кредо оф Луис Массиньон», Ислам энд крисчен-муслим рилейшнз 8, (на англ.), No 2, 193-210

4. Суат Йылдырым, “Чем вызван диалог церкви с исламом? Ени умит, No 16, 7.

5. Абульфазл Иззети, Введение в исламскую историю экспансии (на англ.), Стамбул, 1984, 348.

6. Али Аслан, “Харкес инанджыны яшамалы,» Заман, февраль 1, 1998.

7. Хак дини Куран дили, Заман-Азим, год изд. не указ., Стамбул, т.2, 1131-32.

8. Саид Нурси, Бадиуззаман, Слова, 29-ое слово, 6-ая тема, год изд. не указ., Стамбул.

9. Имам Бухари, Сахихуль-Бухари (см. Дият 2, Анбия 1); Имам Муслим, Сахих Муслим (см. Касама 27).

10. Бухари, Анбия, 54; Муслим, Салам, 153.

11. Бухари, Мусакат, 9; Муснад, 2/507.

Источник: fgulen.ru