4294Последнее десятилетие Англиканскую Церковь, состоящую из 38 независимых национальных Церквей (провинций) — ок. 80 млн верующих, из которых 2/3 в Африке — признающих своим духовным лидером Архиепископа Кентерберийского, сотрясают внутренние скандалы и взаимные обвинения, связанные с отношением к рукоположению лиц с нетрадиционной ориентацией и женщин.

Под этим термином подразумевается священство или хиротония, т.е. посвящение в священнослужители. В отличие от православия и католицизма, для которых рукоположение является одним из «таинств церкви», протестанты рассматривают его в качестве обряда призвания христианина на служение публичной проповеди.

Данную ситуацию, в преломлении к женскому епископству, православный священник Максим Козлов трактует таким образом: «Возможность самой постановки вопроса о рукоположении женщин вытекает из протестантского отношения к священству, из непонимания его таинственной сущности. Священство для протестантов — это не сан, а должность. Поэтому они считают, что препятствием к рукоположению женщин в древности была лишь социально-культурная традиция тех времен. А нам, современным людям, остается только восстановить справедливость и уравнять в правах женщин и мужчин. В действительности же нет ничего унизительного для женщины в том, что волею Божией ей дано в земной жизни иное предназначение, чем мужчине» (1). Здесь же можно обратить внимание и на то, что в свое время Папа Лев XIII издал энциклику (от 1896 г.) Apostolicae curae (о недействительности англиканских рукоположений), в которой, в частности, говорилось: «Согласно преобладающему уже мнению, не раз подтвержденному действиями и постоянной практикой Церкви, считается, что, когда в Англии, вскоре после того, как ее оторвали от средоточия христианского Единства, при Эдуарде VI, был публично введен новый обряд передачи святого рукоположения, истинное таинство священства, установленное Христом, утратилось, а с ним — и иерархическая преемственность» (2).

Но не будем вдаваться во внутрихристианскую дискуссию, а лишь попытаемся хотя бы в кратчайшей форме проследить за основными вехами развития конфликта внутри Англиканской Церкви, чтобы понять, по какой причине завершившаяся в начале августа 2008 г. XIII Ламбетская конференция, которая проводится раз в десятилетие, и на которой встречаются представители высшего духовенства англикан всех стран для решения важнейших вопросов церковной политики и вероучения, не расставила все точки над «I».

Фрагменты современной истории

Избранный в 1991 г. епископом Монмутским и рукоположенный в епископы в 1992 г. нынешний духовный наставник англикан, архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс еще в 1997 г. выступил за равенство прав сексуальных меньшинств в церкви, что вызвало неприятие со стороны архиепископа Кентерберийского того периода Джорджа Кэри. Скорее всего, именно под воздействием последнего, «съезд англикан Южных провинций» (1997 г., Куала-Лумпур, Малайзия), призвал не легализовывать «гомосексуальные идеи» («Юг» объединяет англиканские провинции Африки, Южной Америки, Индии и Пакистана). Принятое же свыше 60 англиканскими епископами «Далласское заявление» (США), подчеркнувшее осуждение гомосексуализма Библией, отметило возможность восприятия данной «проблемы» и его решение посредством «пасторской практики». (В скобках можно отметить, что сразу же появилось письмо 100 несогласных, да и лос-анджелесская епархия отказалась признать решения форума).

В свою очередь, Р.Уильямс, поддерживая «движение к равноправию» в лоне Церкви между сексуальными большинством и меньшинством (как и архиепископ Йоркский Джон Сентаму), с 1990-х открыто ратовал за допущение к епископству и «дамского сообщества» (в 1994 г. в Церкви Англии появились первые женщины-священницы). Весьма показательно, что после избрания Р.Уильямса в сер. 2002 г. 104-м архиепископом Кентерберийским и главой Англиканской Церкви, уже через полгода епископ Вашингтонский открыто заявил о необходимости дать добро Англиканским сообществом на церковное благословение брака людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией. А спустя еще полгода с небольшим после интронизации Р.Вильямса, 2003 г. вошел в историю в т.ч. рукоположением в сан Нью-Хемпширского епископа не скрывавшего свой гомосексуальный образ жизни американского священника Джина Робинсона. Благодаря одобрению Генеральной конвенцией Американской Епископальной Церкви (ЕЦ) его кандидатуры, Дж. Робинсон в мировом религиозном сообществе стал первым гомосексуалистом-епископом (ЕЦ объединяет ок. 2,5 млн членов).

С этого времени «идеологическая» борьба внутри Англиканского сообщества за «права женщин и сексуальных меньшинств» вышла на новый уровень. В данном контексте ряд церковнослужителей — сторонников «свободных веяний» основой своего «за» называют социальный аспект; другие с «пониманием» воспринимают «природу человека»; высказываются и иные причины. Что касается непосредственно главы англикан, вполне возможно, что данные вопросы он видит через политико-социальную ипостась. Дело в том, что Р.Уильямс никогда не сторонился политики. Например, в 1980-е гг. он подвергся аресту на взлетно-посадочной полосе американской авиабазы во время антивоенной демонстрации; однозначно осуждал военные действия в Ираке, открыто критикуя политику тогдашнего британского премьера Тони Блэра. В этом контексте высказывание Р.Уильямса: «Никого нельзя сбрасывать со счета, ни одну группу, ни одну нацию, ни одно меньшинство, никого нельзя делать козлом отпущения за наши страхи»(3),его сторонниками видится в «общечеловеческом» ключе, т.е. в плане восприятия им прав и свобод всех людей, вне зависимости от пола и сексуальной ориентации.

Как бы то ни было, после «дела Дж. Робинсона» в Англиканской Церкви начал фиксироваться внутриконфессиональный раскол между консерваторами и традиционалистами, с одной стороны, и либералами — с другой. Появились взаимоисключающие ходы. Одни допускали «новшества», другие отвергали их. Так, в 2005 г. Церковь Канады объявила двухлетний мораторий на благословение создания «мужских семей». А Генеральный синод церкви Англии (ГСЦА) поддержал проект о начале процесса «устранения юридических препятствий» к рукоположению женщин в епископы. Однако, объявление ок. 400 англиканских священников о готовности покинуть деноминацию, привело Англиканскую Церковь к поиску путей для компромисса. В частности, появилась Специальная рабочая комиссия, которая, поддержав «проженское» решение, предложило рождение т.н. «передвижных епископов», под началом которых будут действовать приходы, приемлющие исключительно «мужское епископство». В то же время комиссия не поддержала предложение об образовании провинции церкви Англии для традиционалистов. Дело дошло до того, что в том же году архиепископ Джон Хепворт, примас т.н. Традиционного англиканского сообщества (объединяет 40 тыс. англикан-консерваторов, штаб-квартира в Австралии), отколовшегося от Всемирного англиканского сообщества, заявил о движении в сторону католичества и «единстве со Святым престолом» (при сохранении в богослужении англиканских обрядов).

Но новые «стремления» уже было не остановить. В 2006 г. ГСЦА, признав рукоположение женщин в епископы «богословски оправданным», заявил о соответствии женского епископата «учению Церкви» (288 голосов против 119). В этой связи архиепископ Йоркский Джон Сентаму высказался следующим образом: «Я должен отдать должное англиканским женщинам, которые проходили проверочные испытания на протяжении девяти десятилетий. Они сохранили веру и засвидетельствовали лояльность к ЦА» (4).

Вокруг Епископальной Церкви США

Но наиболее активной в пропаганде и конкретных шагах в этом направлении является ЕЦ США (свыше 30% бюджета финансирования центральных международных программ Англиканского Сообщества формируется из вкладов членов этой Церкви). Не случайно в начале 2007 г. два иерарха ЕЦ приняли католичество, а за первые месяцы того же года Палату епископов ЕЦ покинули пять ее членов, трое же перешли в являющееся наиболее консервативным африканское ответвление Англиканской Церкви. В феврале 2007 г. на съезде Предстоятелей Англиканских Церквей в Дар-эс-Саламе (Танзания) было озвучено требование к ЕЦ США гарантировать недопущение рукоположения гомосексуалистов в священный сан и непредоставление церковного благословения однополым бракам. Но в марте (г. Навасота, Техас) иерархи ЕЦ заявили о невозможности согласиться с ультиматумом. Кроме того, в США не поддержали и предложение о создании за Океаном т.н. «пастырского совета», в подчинение которого предлагался переход американских приходов и епархий, не согласных с действиями епископа-председателя Катарин Джеффертс-Шори, стоящей на «либеральных позициях». При этом американские епископы заявили о «прямом вмешательстве во внутренние дела своей церкви».

В ответ свыше 100 американских приходов объявили об отделении от ЕЦ, предпочтя подчинение Англиканской Церкви (АЦ) в Африке во главе с нигерийским архиепископом Питером Акинолой. Так, в юрисдикцию этой церкви перешел известный консерватор Мартин Миннс и весь приходской совет церкви Милости и св. Стефана в Колорадо-Спрингс. А примас Англиканской Церкви Кении, архиепископ Бенджамин Нзимби высказался за рукоположение вышедшего из ЕЦ США Билла Этвуда в викарного епископа Найроби. В июле 2007 г., вследствие «прогомосексуальной» позиции американского епископства, консервативные англиканские провинции Африки заявили о сомнениях в отношении их участия в предстоящей через год Ламбетской конференции англиканских епископов.

Данные «сомнения» прозвучали в преддверие намечавшегося на сентябрь 2007 г. в Нью-Орлеане заседания законодательного и управляющего органа ЕЦ США — Палаты епископов Генеральной конвенции, незадолго до которого епископ Джонатан Гледхилл провозгласил лозунг «Вернись в Церковь». До начала форума встретившийся в США со 159 американскими иерархами архиепископ Кентерберийский Р.Уильямс, призвав избегать «дискриминации сексменьшинств», подчеркнул, что «насилию против геев и лесбиянок не может быть оправдания», т.к. они «принадлежат к Церкви, как и все крещеные», а роль гомосексуалистов в Церкви подлежит «дальнейшему изучению» (5).

В целом, высказанная Архиепископом позиция — известна. Некоторое время назад, ряд источников, со ссылкой на Times of London, опубликовали информацию о наличии писем Р.Уильямса (2000-2001 гг.) к христианке-евангелистке и психиатру Дороти Пег, в которых, в частности, отмечалось: «Я полагаю, что сексуальные взаимоотношения между двумя людьми одного пола могут выражать божественную любовь в той же мере, в которой ее выражает брак, но лишь в том случае, если в них присутствует такая же абсолютная верность» (6).

Однако, как представляется, на встрече с американцами всемирный глава англикан сумел найти аргументы, убедившие их не предпринимать шагов, могущих привести к реальнейшему расколу Англиканского сообщества. Так, заседание Генеральной Конвенции приняло решение «воздерживаться от посвящения в епископский сан людей, чей образ жизни является вызовом для Церквей, входящих в Содружество». В официальном коммюнике нашел место призыв к епархиальному духовенству «не благословлять однополые союзы» (7).

Но пока шли все эти взаимные упреки, за 2007 г. в Церкви Англии из рукоположенных в священники 478 человек женщин было 244 (на 10 больше, чем мужчин) (8). В Австралии, благодаря сентябрьскому решению церковного суда Англиканской Церкви, также исчезли какие бы-то ни было препятствия для посвящения женщины в сан епископа.

Англиканская Церковь в 2008 г.

Особо обострилась ситуация внутри англиканского сообщества в этом году, в особенности, весной-летом. К тому времени в Великобритании и др. странах число религиозных авторитетов — сторонников официального допуска в Церковь «Содома и Гоморры» и «женской» реформы резко возросло. В частности, среди них оказался Валлийский архиепископ. Однако, несмотря на лоббирование им послаблений «в пользу» женщин, апрелевское собрание Церкви Уэльса отвергло законопроект о рукоположении в епископы женщин-священников (правда, лишь Палата священников проголосовала против, Палаты мирян и Палаты епископов проект поддержали). В свою очередь, в мае в епископы была «рукоположена» австралийка Кей Голдсворти, ставшая первой в стране женщиной-епископом. Были объявлены хиротонии и др. представительниц «слабого пола».

В ответ на это в начале июля 2008 г. представители консервативного направления англикан, собравшись в Иерусалим на заявленную ими «Всемирную конференцию по будущему англиканства», приняли т.н. Декларацию о создании Содружества верующих англикан, во главе которого оказались архиепископы — Нигерийский Питер Акинола, Сиднейский Питер Дженсен и Угандийский Генри Оромби. При этом П.Енсен отметил, что раскола (т.н. схизмы) избежать уже невозможно. Да и не он один так считает. Участники иерусалимского «оппозиционного» саммита заявили, что в Канаде и США будут созданы «параллельные (по отношению к либеральным Церквам этих стран) структуры, которые объединят консервативные приходы, не желающие мириться с рукоположениями в епископы женщин и гомосексуалистов, благословениями однополых «браков» и т.п.» (9). Тогда же был озвучен термин — «воцерковление» гомосексуализма.

Вместе с тем, участники заявили о намерении прервать связи с ЕЦ США, подчеркнув поддержку отношений отношений с архиепископом Кентерберийским. Р.Уильямс сразу же отреагировал на демарш, заявив о неприемлимости «разрушения существующих структур англиканства». Вслед за чем «заговорили» либералы. В том же июле ГСЦА (г. Йорк), пойдя по пути Англиканских церквей Шотландии, США, Канады, Новой Зеландии и Австралии, принял решение о возведении женщин в епископский сан. Альянсу из традиционалистского и консервативно-евангелического течений не удалось его заблокировать. Саммит даже утвердил свод правил, регламентирующих данную процедуру. Оcудив окончательные peзультaты, епиcкoп Bинчecтepcкий Maйкл Cкoтт-Джoйнт назвал их «злoкoзнeнными и нeдaльнoвидными» (в мае с.г. М.Скотт-Джойнт выступил в поддержку судьи Айлингтонского суда в Лондоне, отказывавшуюся сочетать браком однополые пары по религиозным мотивам, за что ей пригрозили увольнением).

Архиепископ Кентерберийский, дабы утихомирить разгоревшиеся страсти (ок. 1500 священнослужителей заблаговременно предупреждали о выходе из рядов церкви в случае данного итога) пролоббировал решение, что возможность внесения изменений в уставные документы Синод рассмотрит в феврале 2009 г.

Однако, часть недовольных это решение не удовлетворило. Так, согласно британским источникам, англиканский епископ Эббсфлита Эндрю Бернхэм в опубликованной статье выразил благодарность «католическим друзьям» за возможность консервативным англиканам стать членами Католической Церкви (КЦ). В переговорах принял участие также авторитетный епископ Кейт Ньютон. Причем англикане заявили, что клирики рассчитывают «восстановить евхаристическое общение с Римом». Обращаясь непосредственно к Папе Бенедику XVI, епископ попросил его «проявить великодушие» и не отвергать стремления консервативных англикан примкнуть к КЦ (10).

Ламбетская конференция и перспективы диалога англикан с католиками и православными

21 июля при участии свыше 650 архиепископов и епископов открылась Ламбетская конференция (в Ламбетском дворце в Кентербери — резиденции примаса Англии), продолжавшаяся до 4 августа (большинство заседаний прошли без присутствия журналистов). Свыше 200 епископов бойкотировали форум из-за «либеральных» настроений большинства. Интересно, что нынешний саммит имел несколько знаковый характер, ведь проходил он в 5-тилетний юбилей возведения в сан епископа гомосексуалиста Дж.Робинсона. Мало этого, весьма и весьма симптоматично, что непосредственно в преддверие нынешнего форума Дж.Робинсон, в течение почти 20 лет открыто проживавший в гражданском браке с Марком Эндрюсом, в июне совершил с ним законное бракосочетание (в нью-гэмпширской церкви святого Павла). Британские источники отметили, что он всегда хотел чувствовать себя «июньской невестой» (11). Кроме того, на фоне Ламбетской конференции в Великобритании приходской англиканский священник заключил «брак» со своим бывшим садовником, да еще с благословения епископа Э.М.Лэнгриша (12).

Что касается результатов конференции, благодаря призыву к выработке широкого Соглашения (Ковенанта) между Англиканскими церквями мира по основным положениям учения и функционированию церкви, Р.Уильямсу вновь удалось добиться недопущения схизмы. В целях выработки основных предковенантных положений на следующий год намечено проведение специальной встречи глав Англиканских провинций. Комиссию по подготовке возглавил Дрексэль Гомес — примас Вест-Индии (из числа консерваторов). Согласно достигнутым на конференции договоренностям, на период подготовки форума приостанавливается рукоположение в епископы открытых гомосексуалистов, благословение однополых браков и создание параллельных структур «либеральным» Церквам. Таким образом, между сторонами удалось достичь компромисса. В контексте вышеизложенного мудрость Р.Уильямса проявилась в том, что по всем этим вопросам голосования не проводилось.

Вместе с тем, Архиепископ Кентерберийский не может не осознавать, что какими бы либеральными ни были веяния в сегодняшнем «гражданском» мире (резолюция Европарламента от 2006 г. «Гомофобия в Европе» фактически «атаковала» религиозные воззрения граждан) (13), послабления Англиканской Церкви «Содому и Гоморре» могут способствовать исключению возможности внутрихристианского диалога с православными и католиками. Так, посетивший Ламбетскую конференцию от католического мира глава Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Вальтер Каспер, высказавшийся за продолжение диалога, в то же время озвучил «озабоченность по поводу новейших [тенденций?] развития во всемирном сообществе Англиканской Церкви: введение епископской хиротонии женщин… гомосексуальность… Эти вещи не являются центром Евангелия, но они суть этические вопросы, связанные с антропологией и свидетельством Библии»(14).

Но кардинал пошел еще дальше. Подчеркнув желание фиксации «единства Англиканского сообщества», в то же время он категорично заявил: «Все сводится к тому: как можно всерьез принять Новый Завет, который дает ясные указания о заповедях… Мы готовы продолжать, однако… мы должны определить, кто именно будет нашим партнером, какой будет конфигурация всемирного сообщества Англиканской Церкви после Ламбетской конференции». Т.е. В.Каспер дал понять, что Католическая Церковь может предпочесть консервативное крыло для продолжения диалога, если «свободолюбивые веяния» приведут к расколу Англиканской Церкви.

Естественно, В.Каспер не самостоятелен в своих суждениях. Согласно радиостанции Ватикана, в особом послании участникам Ламбетской конференции Госсекретарь Ватикана кардинал Тарчизио Бертоне, касаясь «вопроса о рукоположении женщин в священнический и даже епископский сан», отметил, что «рукоположение связано с апостольской верой, переданной с самого начала под водительством Святого Духа через века. Этот вопрос бросает дальнейший, серьезный вызов надежде на возможность достижения полного и видимого единства, которое издавна является намеченной целью наших общих экуменических усилий» (15).

Эти слова отчетливо свидетельствуют, что прошлогодняя утечка в прессу о получении Ватиканом предложения об объединении Римско-католической и Англиканской церкви (естественно, от традиционалистов), была неслучайной. Кроме того, все больше священнослужителей консервативного направления не скрывают желания о переходе в католичество. Некоторые архиепископы из этого числа уже отказались от совместного причастия с «либеральными» священнослужителями.

В свою очередь, в послании Р.Уильямсу и участникам Ламбетской конференции Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отметил важность «сделать выбор между традиционным, библейским пониманием норм христианской морали и тенденцией, принимающей грех и вседозволенность за проявления любви и терпимости» (16).

Как говорится, комментарии излишни. Особенно в ракурсе того, что Русская православная церковь прервала официальные отношения с ЕЦ США после посвящения в епископы Дж. Робинсона. Так что решение Р.Уильямса о подготовке Ковенанта — важный шаг для продолжения межхристианского диалога. Но гарантирует ли данный фактор уверенность, что кардиналу В.Касперу не придется вести диалог с консервативным крылом Англиканской Церкви?

P.S. Вышерассмотренная ситуация в англиканском сообществе демонстрирует реальность того, что «набравший сегодня неимоверные обороты глобализационный проект не может не затронуть мир религии, т.к… религиозный «оттенок» выступает как важнейшее звено в задаче внедрения в общемировое масс-сознание однотипного образа жизни» (17). Поэтому складывающаяся обстановка в лоне англикан беспокоит и не может не заставить задуматься и мусульманское сообщество, которое хоть и защищено от многих озвученных выше проблем нормами исламского законодательства, тем не менее также подвергается массированной обработке по самым разным направлениям. И здесь, чтобы пройти «между Сциллой и Харибдой» – застоем и искажением – необходимо проявить не только стойкость и терпение, но и высокий интеллект.

1.Козлов Максим, свящ. Англиканство
http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=305
2.Папа Лев XIII. Энциклика Apostolicae curae — О недействительности англиканских рукоположений
http://www.unavoce.ru/library/apostolicae_curae.html
3.Роуэн Уильямс
http://www.peoples.ru/state/priest/rowan_williams/
4.Церковь Англии движется к введению епископcкой хиротонии женщин
http://www.patriarchia.ru/db/text/125121.html
5.Примас Англиканской церкви выступил в защиту содомитов.
http://www.radonezh.ru/new/?ID=6378
6.Архиепископ Кентерберийский считает, что Библия допускает гомосексуальные отношения при условии соблюдения «супружеской верности»
http://www.kazan.eparhia.ru/pnews/?ID=15401
7.Станислав Минин. Американские епископы идут на компромисс
http://religion.ng.ru/society/2007-10-03/5_compromiss.html
8.См. За последний год в Церкви Англии было рукоположено больше женщин, чем мужчин
http://www.newsru.com/religy/14nov2007/priesterinnen.html
9.Англикане-консерваторы уходят в раскол. Архиепископ Кентерберийский их предостерегает
http://www.newsru.com/religy/01jul2008/anglicans.html
10.См. Англиканский епископ хочет объединиться с Ватиканом
http://fsspx.of.by/ru/news/113/
11.См. Американский епископ-гомосексуалист вступил в брак с мужчиной
http://lenta.ru/news/2008/06/09/bishop/
12.См. В Британии приходской священник Англиканской церкви вступил в «брак» со своим бывшим садовником
http://www.sedmitza.ru/?did=54484
13.См.Культурная глобализация. Кому и зачем нужен гей-парад в Москве?
http://www.islam.ru/pressclub/vslux/kuglomos/
14.Кардинал Каспер о Ламбетской конференции
http://www.oecumene.radiovaticana.org/rus/Articolo.asp?c=218811
15.Бенедикт XVI приветствует англиканских епископов, собравшихся на XIII Ламбетской конференции
http://www.oecumene.radiovaticana.org/rus/Articolo.asp?c=220237
16.Приветствие Святейшего Патриарха Алексия участникам Ламбетской конференции Англиканского cообщества
http://patriarchia.ru/db/text/439208.html
17.Глобализация и Ислам
http://www.islamrf.ru/news/analytics/point-of-view/1106/

1 сентября 2008 г.

Источник: IslamRF.