«Я должна быть рукоположена»: женщины, стремящиеся к священству в Католической церкви

женщины священники
«Женщины-священники Римской католической церкви»

«В детстве всегда бывает минута, когда дверь распахивается настежь и впускает будущее», — написал Грэм Грин в романе «Сила и слава».

Для Шейлы Деркин-Диркс (Sheila Durkin Dierks) такая минута наступила, когда ей было лет пять. Она играла в священника.

«Я до сих пор вижу свет, чувствую запах той комнаты, — рассказала Деркин-Диркс в интервью Конференции по рукоположению женщин. — И я сказала маме, что хочу стать священником, когда вырасту».

Мама отговорила дочь и объяснила, что только мальчики могут становиться священниками.

Подобно герою Грина, Деркин-Диркс пронесла призвание через всю жизнь. «Та минута так и не оставила меня, вместе с чувством, что я должна быть рукоположена», — вспоминает она.

Но не только Деркин-Диркс думала о женском священстве. После смерти своей матери она обнаружила ее письмо, отправленное в местную католическую газету: «В будущем, когда женщины станут служить Богу и Его народу в полноте священства, <…> этих храбрых женщин будут благословлять за храбрость и непоколебимость».

«Мама рьяно боролась за права женщин в контексте своего времени. Она возглавляла организации в приходе, в диоцезе, в общине. Она пыталась перевести женское служение на новый уровень», — говорит Деркин-Диркс.

Мечты и призвание Деркин-Диркс стали ближе к реальности, когда они с мужем присоединились Экуменической католической общине «Свет Христа» в Колорадо. В 2009 году община спонсировала ее ординацию в Экуменическое католическое содружество. Она до сих пор служит в этом приходе.

Год назад Деркин-Диркс учредила стипендионный фонд для женщин с призванием к священству, который назвала в честь матери — «Стипендионный фонд Люсиль Мюррей-Деркин для женщин с призванием к священству». Фонд предоставляет небольшие гранты женщинам, которые готовятся стать католическими священниками в Экуменическом католическом общении или в движении Женщин-священников Римской католической церкви. Оператором выступает «Конференция по рукоположению женщин».

Деркин-Диркс признает, что денег не так много. Цель проекта — признать, что в Католической церкви есть женщины с призванием к священству.

В июле «Конференция по рукоположению женщин» объявила имена первых трех стипендианток фонда. Две из них, Элейна Джо Половик (Elaina Jo Polovick) и Лиза Кейтлин (Lisa Cathelyn), сейчас учатся на магистров богословия в Иезуитской школе богословия в Беркли, Калифорния. Третья стипендиантка, Сара Хольст (Sarah Holst) — магистрантка богословия в Объединенной богословской семинарии городов-близнецов в Миннесоте.

Каждая из женщин по-разному видит будущее служение. Все знают, что Римская католическая церковь не признает их призвания. Лидеры церкви — мужчины, определяющие, кому можно быть священниками — не обрадуются такому призванию, не будут молиться за этих женщин. В отличие от семинаристов-мужчин, женщины в поисках служения столкнутся с серьезными финансовыми трудностями. Ни одна не надеется на оплачиваемую работу в церкви.

Сара Хольст вряд ли найдет работу в Католической церкви: она хочет рукоположения в движении Женщин-священников Римской католической церкви. Декрет Конгрегации доктрины веры автоматически экскоммуницирует всех, кто получает таинства от «Женщин-священников».

Хольст понимает, что ее путь был бы легче, если бы она выбрала какую-то другую деноминацию. Но таинства дают ей надежду и красоту, и потому она остается в католической традиции. «Призвание к священству — это призвание к целительству, — говорит она. — Для меня центральный элемент исцеления и справедливости — это таинства».

Для нее цель служения в том, чтобы быть «в семинарии, в храме, на улице и на земле». Она хочет создавать новые формы церкви: «По утрам я бы проводила традиционную мессу, а днем — проводила службу на открытом воздухе для небольшой группы людей. Для тех, кто пережил какие-то травмы».

Возможность создавать новые формы церкви для нее — способ исцелиться от несправедливости институционализированной Католической церкви.

Другие получательницы стипендии — Половик и Кейтлин — стали свидетельницами того, насколько огромна разница между ними и студентами-мужчинами: все расходы их однокурсников оплачивает Общество Иисуса, причем речь идет об оплате не только обучения — пятьдесят тысяч долларов — но и медицинской страховки, жилья и еды.

Кейтлин не может позволить себе медицинскую страховку. Она живет в общежитии с шестью другими студентками, и ей все равно приходится ежемесячно платить 750 долларов за аренду.

Для Кейтлин не было того мгновения, в которое она осознала свое призвание. Она понимала его постепенно, участвуя в литургиях, в служении в женской тюрьме, проповедуя. При этом ей не разрешают учиться читать проповеди в Иезуитской школе богословия, и поэтому она ходит в соседнюю семинарию епископальной церкви. «Церковь не принимает, не хочет меня, — говорит Кетйлин. — Зато я нужна людям, которым я служу. А они нужны мне».

Но Кейтлин все равно не может представить себя вне Католической церкви. «Это в моей крови, — говорит она. — Если церковь — это лодка, то я хочу раскачивать ее изнутри».

Ее главная надежда в том, что Папа Франциск разрешит женщинам становиться диакониссами.

Элейна Джо Половик — третья стипендиантка — говорит, что почувствовала призвание во время ординации диаконов. «Когда я увидела, как они лежат на полу, я почувствовала, что хочу быть среди них», — вспоминает она.

Половик училась в Университете Лойолы в Чикаго. Там один из студентов-иезуитов сказал ей, что верит: она сможет стать священником.

Выпустившись из университета, она вступила в Иезуитский волонтерский корпус. Ее отправили в резервацию в Монтане. «В городе было 500 человек, священник мог приезжать не каждое воскресенье. Поэтому проповедью и Причастием занимались женщины».

После этого опыта она решила получить образование в Иезуитской школе богословия. «Я хотела влиять на других священников и хотела их влияния», — говорит она.

Чтобы учиться, Половик работает на двух работах. Но ни финансовые трудности, ни возможная экскоммуникация ее не останавливают. «Мне пришлось избавиться от страха. Я не боюсь, что за мою жизнь рукоположение женщин так и не будет разрешено. Чего я боюсь, так это того, что без моей борьбы его не разрешат никогда».

Верные словам Грэма Грина, эти женщины — и многие другие — пережили минуту, когда Бог распахнул перед ними дверь и призвал к служению. Но откроет ли им двери Церковь?

По материалам National Catholic Reporter от 26 октября 2017 года
Подготовлено специально для Nuntiare.org

Еще на эту тему:

Следите за нашими новостями!

Наша группа VK
Наша группа в Facebook