Несколько лет назад молдавский режиссер Марин Туря снял 4 короткометражных фильма, рассказывающих о дискриминации в нашей стране. Проект, названный «Права человека на маленьком экране», был посвящен проблемам юстиции, гражданского общества, лиц с ограниченными возможностями и сексуальных меньшинств. Показать фильм о том, как живут в Молдове лица гомосексуальной ориентации на примере одного из них, планировалось еще 15 декабря 2010 года. Однако, узнав о намерении общественного телеканала показать «такое» видео, «общественность», а точнее, религиозные лидеры развернули настоящую войну.

Сначала они только призывали «всех небезразличных к христианскому будущему страны» присоединиться к манифестациям, проводимым возле здания общественной телерадиокомпании, а также предлагали своей пастве писать письма в ее администрацию. Но поскольку этот способ не подействовал, и Совет наблюдателей общественного телеканала настаивал на демонстрации фильма, считая его информационным, а вовсе не пропагандистским, и тем более не аморальным, христианские «заступники» пошли на гражданское общество судом.

10 февраля 2011 года православная организация «Fericita Maica Matrona» подала иск, в котором рекомендовала общественному телеканалу отказаться от показа фильма о гомосексуалах. В иске отмечалось, что эта картина – «прямая атака на социальные, моральные и этические нормы, особенно на принципы христианского православного учения, на принципы, которые стоят в основе культуры и жизни нашего общества. Республика Молдова в основном православная страна, и этим фильмом наносится прямое оскорбление всему населению страны». Более того, истцы заверяли, что «показ этого фильма, под прикрытием прав человека, продвигает интересы гомосексуального центра «ГЕНДЕРДОК-М», который постепенно заставляет привыкать общество к тому, что гомосексуальные отклонения – это норма. Продвижение этого фильма вписывается в процесс лоббирования, который уже многие годы ведется с целью принятия, любой ценой, закона о борьбе с дискриминацией, с последующим внедрением всех разрушительных действий, вытекающих из принятия закона, — неконституционной легализацией гомосексуальных «браков», усыновлением детей такими «парами», пропагандой гомосексуальной идеологии в университетах, школах и детских садиках и т.д.».

Получив отказ в немедленном запрете показа этого фильма, они подали другой иск, надеясь, что другой судья пойдет на поводу их религиозных взглядов. Таким образом, в одном и том же суде было два разбирательства с двумя различными судьями по одной и той же проблематике. Причем, один судья считал, что фильм показывать не нужно, а другой – был согласен на демонстрацию картины.

После объединения двух исков в одно общее дело и долгих определений с судьей (дело передавали то одному, то другому судье), а также после присоединения в качестве заинтересованных сторон режиссера Марина Тури и Центра информации «ГЕНДЕРДОК-М», события начали развиваться довольно быстро. Еще бы, ведь прошло уже немало времени, а окончательного решения по такому простому делу вынесено так и не было.

Первую победу правозащитники отпраздновали тогда, когда их адвокаты заметили грубое нарушение практики судопроизводства. Так, первое решение судьи Григоре Зубатый (именно он потом довел дело до конца), в котором руководству общественного телеканала рекомендовалось отказаться от показа фильма, было издано раньше, чем зарегистрирован сам иск. Понятно, что кто-то хорошо «поговорил», чтобы такое судебное решение в принципе появилось. Но, похоже, «связей» религиозным лидерам не хватило. Потому что после подачи жалобы на судью, он начал работать в законных рамках.

Теперь пришлось юлить уже «хранителям» морали. Адвокат стороны, требовавшей отказаться от показа фильма о правах человека, пытался как можно дольше затягивать процесс. То он не являлся на заседание, то говорил, что не успел ознакомиться с материалами делами, то ссылался на неподготовленность к дебатам. Когда же, наконец, его вынудили представить аргументы в свою пользу, он коснулся уже известных всем тезисов о совращении молодежи и детей, выдвигал предположения о нарушении морали и прочих общественных ценностей страны, в которой 95% населения – православные. И все это было похоже, скорее, на какую-то импровизацию, сочинение на тему «Как сделать жизнь лучше, чище, прекраснее», нежели на речь толкового, образованного юриста и адвоката.

В свою очередь защитник интересов Совета наблюдателей компании «Телерадио-Молдова», режиссера Марина Тури и правозащитного центра «ГЕНДЕРДОК-М» Дойна Иоанна Стрэйстяну представила целый ряд законодательных актов и прав, которые будут нарушены в случае принятия решения в пользу истцов. Речь идет, в частности, о праве и законе о самовыражении, законе о свободе прессы и его положениях о запрете цензуры, о праве на получение достоверной информации, а также использовала термин «дискриминация», когда упоминала о том, что три фильма из проекта «Права человека на маленьком экране» уже были показаны.

Изучив и воспользовавшись международной практикой, судья вынес решение (его, кстати, после обжалования оставила в силе и Высшая судебная палата) отказать в иске, считая его необоснованным. В тексте постановления отмечено, что «право на свободу религии не должно быть причиной для дискриминации, маргинализации и ненависти к гомосексуальным лицам. Независимо от сексуальной ориентации человек остается христианином, католиком, свидетелем Иеговы, баптистом или приверженцем любого другого религиозного вероисповедания. И все-таки, вероисповедание, к которому относится человек, не может стать причиной для дискриминации, ненависти и нетолерантности по отношению к лицам других конфессий, другой расы, другого языка, другой сексуальной ориентации…».

Итак, с 15 декабря 2010 года до 15 августа 2012 года телезрителям общественного канала «Молдова-1» не было позволено смотреть фильм о правах гомосексуалов, снятый режиссером Мариином Туря. Между тем, в этот период на том же общественном телеканале были показаны гораздо более «откровенные» (и по видеоряду, и по словесному содержанию) документальные репортажи – о трансгендерах, о нарушениях прав лесбиянок на качественную медицинскую помощь, об отношении общества к гомосексуальным людям. Спрашивается: «Для чего нужно было начинать судебные разбирательства с этим фильмом? На что надеялись религиозные лидеры, когда заваривали эту кашу?». В «ГЕНДЕРДОК-М» не сомневаются, немалые затраты денег, времени, сил, нервов – попытка выиграть одну из стратегических битв. Но и для правозащитников было обязательно отстоять свою позицию. Потому что если им не позволяют и не дают пользоваться своими правами, то пусть хоть общество получит верное представление о том, кто такие и как сегодня живут люди гомосексуальной ориентации.

Конечно, радостно, что, посмотрев фильм, разобравшись, что он не несет никакой угрозы для общества, судья вынес решение в пользу правозащитников. Только, если помните, первоначально он был против показа фильма. Он шел на поводу так называемых праведников, обманывая и вводя в заблуждение все те 95% православных, проживающих в Молдове, бездумно и молчаливо соглашаясь с аргументами «божьих наместников». И если бы не внимательность и профессионализм адвоката, то суд, наверное, был бы проигран. И тогда последовали бы новые судебные разбирательства по другим документальным фильмам, репортажам, новостям, которые направлены на информирование общества о дискриминации, о существовании и нарушении прав различных категорий граждан, о том, что такое и как выглядят европейские, и не побоюсь этого слова, общечеловеческие ценности. А сейчас пусть и в небольшом сегменте, но разум восторжествовал. Пусть ненадолго, но речи ненависти в адрес гомосексуальных людей утихнут. Пусть это маленькая, но победа.

Галина ПАВЛОВА
Источник: Молдавский сервер геев и лесбиянок