4 мини-сериала о гомосексуальности и христианстве

Постер к мини–сериалу "Возвращение в Брайдсхед"
Постер к мини–сериалу «Возвращение в Брайдсхед»

А мы продолжаем рассказывать о фильмах, в которых присутствует переплетение тем гомосексуальности и христианства. И этот второй обзор будет посвящён сериалам. Вернее мини-теле-сериалам.

Найти сериалы, в которых основной сюжет выстраивался непосредственно вокруг гомосексуальности и христианства, в общем практически невозможно. Наверное, таких сериалов просто нет. Но есть сериалы, в которых гомосексуальность и христианство выступают фоном разыгрывающихся на экране событий, например тогда, когда один из главных героев оказывается и христианином, и геем.

Конечно, есть ещё сериалы, в которых тема христианства и гомосексуальности затрагивается по касательной. Например, персонажи в одном из эпизодов сталкиваются с консервативными христианами или один из персонажей собирается «избавиться» от своей гомосексуальности с помощью репаративной терапии, это происходит в нескольких эпизодах «Queer as folk». Но в целом для сюжетной линии сериала это скорее является ответвлением, чем действительно чем-то значимым. Поэтому такие истории мы рассматривать не будем, а сосредоточимся на историях первого типа.

Ещё раз напомним, что в наш список попали только те фильмы, которые имеют русский перевод и которые можно найти в интернет (я все эти фильмы посмотрел благодаря gaytracker и rutracker). Отдельно хочется поблагодарить всех тех людей, благодаря которым переводы всех этих фильмов появились на русском языке в рунете.

250px-Angels_In_America,_2003_TV_mini_series,_DVD_cover1. Ангелы в Америке / Angels in America (США, 2003, 6 эпизодов, режиссёр: Майк Николс).

Этот мини-сериал больше, чем просто хорошее кино с блистательным актёрским составом (Аль Пачино, Мерил Стрип, Эмма Томпсон и др.), получившее более десятка различных наград и премий (включая «Золотой глобус» и «Эмми»), в том числе «Грэмми» за лучший саунд-трек.

«Ангелы в Америке» — настоящее культурное явление. В 1990 году в Лос-Анджелесе состоялась премьера пьесы Тони Кушнера «Ангелы в Америке: гей-фантазия на национальные темы». В 1991 году Кушнер публикует эту пьесу в Сан-Франциско. Но оказалось, что это была лишь первая часть пьесы: в 1992 году выходит её продолжение. Таким образом, Ангелы в Америке» состоит из двух частей: «Близится тысячелетие » и «Перестройка», а совокупная её длительность — 7 часов. Театральные постановки пьесы сразу получают различные награды, а в 1993 году «Близится тысячелетие» получает Пулитцеровскую премию.

Однако реакция не была однозначно благоприятной: многие консервативные критики, политики и религиозные деятели выступали против произведения Кушнира. Отношение к пьесе в тот момент стало одним из маркеров, который разделил Америку в «культурной войне» консерваторов и прогрессивистов.

В этом нет ничего удивительного, ведь пьеса была не просто написана открытым геем с активной гражданской позицией, но высказывала яростную критику консервативной политики и лицемерия республиканцев. В центре пьесы оказался кризис американского общества, который был вызван неспособностью администрации Рейгана дать ответ на эпидемию СПИДа.

Это произведение на много больше, чем просто о гомосексуальности, христианстве, СПИДе, политике… Это произведение о каждом человеке, кто живёт и задаётся главными вопросами о справедливости, любви, преданности, честности…

1985 год, Нью-Йорк. Шесть разных человек, шесть разных судеб, которые оказываются переплетены: гей-пара Луис и Пред, в которой у одного из партнёров (Преда) СПИД, а второй (Луис) не может это принять; друг Преда, Белиз; известный и влиятельный адвокат — Рой Кон, который также болен СПИДом, но который презирает других геев; также скрытый гей Джо — мормон, который никак не может примирить свою веру и свою гомосексуальность; его несчастная, сидящая на виталлиуме, жена-домохозяйка Харпер…

Предчувствие скорого Армагедона, видения ангелов, богооставленность… Есть ли Ангелы в Америке? Или они покинули её? Стоит ли быть честным с самим собой и с теми, кого любишь? Как выстоять перед испытаниями, когда не можешь видеть болезнь и умирание любимого? Как выжить в мире, в котором больше нет надежды? Как остаться в этом мире человеком?

По-русски пьеса никогда не издавалась, но она доступна в переводе Гаянэ Багдасарян на сайте журнала «Самиздат» и если вы до сих пор по каким-то причинам ещё её не прочитали, то вам необходимо это однозначно исправить: «Близится тысячелетие«, «Перестройка«. И если вы никогда не смотрели этот фильм, то сейчас самое время посмотреть. Или пересмотреть.

158512. Никогда не вытирай слёзы без перчаток / Never wipe tears without gloves (Швеция, 2012, режиссёр: Симон Кайзер да Сильва, 3 эпизода)

Стокгольм, начало 1980-х. Расмус и Бенджамин случайно знакомятся на рождественской вечеринке после чего между ними начинаются отношения. Оба влюблены друг в друга и счастливы вместе. Но Бенджамину сложно совмещать свою любовь к Расмусу со своей верой — он вырос в семье Свидетелей Иеговы. В это время ВИЧ начинает распространятся среди стокгольмского гей-сообщества и очень скоро выясняется, что Расмус и Бенджамин также ВИЧ-положительные. После того как Бенджамин делает камин-аут пред своими родителями и старейшинами собрания его отлучают от общины, а родители говорят о том, что он для них умер…

Сравнение с «Ангелами в Америке» само напрашивается. «Никогда не вытирай слёзы без перчаток» не на столько метафоричен как «Ангелы в Америке», в нём на много меньше символов и совсем нет ничего сверхъестественного. При этом он очень атмосферный, человечный, искренний, пронзительный и светлый. Этот сериал ценен и как история гей-сообщества, и как история Свидетелей Иеговы, и как история эпидемии СПИДа.

Именно это и помогло сериалу в мае 2013 года выиграть приз зрительских симпатий на фестивале Séries Mania в Париже. Также в 2013 году сериал выиграл Шведскую телевизионную награду Кристал (Kristallen) в номинации «Лучшая ТВ-драма года».

8876343. Книга Даниила / The Book of Daniel (США, 2006, 8 эпизодов)

Главный герой сериала священник епископальной церкви преподобный Даниил Вебстер, которому в видениях является Иисус. Его жена — Джуди — пристрастилась к мартини, старший сын — гей, дочку арестовали за продажу наркотиков, а младший сын — приёмный сын из Китая — в отношениях с дочерью одного из прихожан Даниила.

Многим христианам сериал не понравился и некоторые филиалы NBC, расположенные в библейском поясе, отказались его транслировать. В итоге из запланированных 13 эпизодов первого сезона вышло только 8.

Не смотря на ироничный тон, сериал поднимает очень серьёзные и глубокие темы, ответы на которые не так очевидны как это кажется консервативным христианам. Сериал побуждает задуматься о том, что действительно является в христианстве основополагающими вещами, а что является наносными культурными традициями и побуждает христиан честно взглянуть на самих себя и на свои отношения с Богом и другими людьми.

poster (2)4. Возвращение в Брайдсхед / Brideshead Revisited (Великобритания, 1981, 11 эпизодов)

Возвращение в Брайдсхед — роман британского писателя Ивлина Во, написанный в 1944, и впервые изданный в 1945 году. В 1981 по нему был выпущен телесериал. Я познакомился с этим фильмом, кажется в начале 2000-х, его показывал один из наших российских каналов (может быть даже и «Культура»). «Зацепила» меня, в первую очередь, сюжетная линия отношений между Себастианом и Чарльзом. То, как они были показаны в сериале не оставило у меня сомнений в характере этих отношений, не смотря на то, что явно ничего не проговаривалось (за исключением единственного диалога Чарльза с Карой). Для меня это были однозначно гомосексуальные отношения.

Знакомство с текстом романа порадовало тем, что сериал оказался действительно экранизацией, при том максимально близкой к тексту.

При этом, чтение романа раскрыло для меня и другие грани произведения. В первую очередь это глубочайший про-католический пафос произведения. Ранее я его просто не заметил. Объяснение этому я нашёл в биографии Ивлина Во: оказывается, в 1930 году он стал католиком.

Возвращение в Брайдсхед биографическое произведение. Ну, если не биографическое в буквальном смысле этого слова, то, по крайней мере, очень и очень многие персонажи и сюжетные линии были списаны Во с реальных людей. Как пишет исследовательница Паула Брйн, Во был бисексуалом и именно его возлюбленные и знакомые по Оксфорду и послужили прототипами для персонажей романа. Чарльз, от лица которого ведётся повествование, имеет довольно много общего с самим Во, по крайней в вопросе его обращения в католичество. Однако исследователи говорят, что он имеет сходство с художником Феликсом Келли. Образ Себастиана написан на основе Аластайр Грэхам, Хаг Патрик Лайгон и Стефан Теннант. По крайней мере двое из них (Грэхам и Лайгон) были любовниками Во, как об этом пишет Брайн.

Ещё одним ярким персонажем романа и экранизации является Энтони Бланш — открытый гей, местами вызывающий, вульгарный и отталкивающий тип. У этого персонажа также было несколько прототипов. Сам Во писал, что Бланш «на 2/3 Брайн Ховард и на 1/3 Гарольд Эктон».

Но вернёмся от гомосексуалов в романе, к католичеству. Итак, в 1930 году Во обращается в католичество. В общем-то это не такая уж и редкость для британцев из высших слоёв. В конце концов сам Оскар Уайльд стал католиком… В романе католичества очень много, что естественно: Себастиан и вся его семья католики. Чарльз постоянно по очереди разговаривает со всеми членами семьи Себастиана о католичестве. В результате агностицизм Чарльза терпит крушение и хоть это не показано явно, но последние строки романа дают понять читателю, что и Чарльз становится католиком. Католическая церковь одержала победу: грешники возвращаются к милостивому Богу и обретают мир в покаянии. По крайней мере так, вероятно, видел (и описывал) ситуацию сам Во.

Я же прочитал в этом тексте совсем другое: бесконечный разрушительный потенциал чувства вины. Религия разрушила все человеческие отношения между героями, религия разрушила их жизни. И дело не в фанатичной матери-католичке, дело в самом дискурсе данной конфессии, если этот дискурс воспринимать хотя бы на 1% всерьёз. Дальше уже этот дискурс, как вирус, начинает разрушать тебя изнутри, лишая жизненных сил, заменяя всё осознанием своей негодности, падшести и, в конечном итоге, чувстве тотальном, всепоглощающем чувстве вины. И если ты немного силён, то ты просто продолжаешь жить, всё время принося покаяние. А если ты слаб, то, в конечном итоге, веришь в то, что раз ты и так падший, то уже и не зачем стараться. И остаётся надеяться лишь на милость Божию. Это тотальный дискурс противостояния человеческому достоинству и реальному созиданию.

Для меня вся «католическая история» этой книги — это история о духовном насилии и синдроме религиозной травмы, которые, к сожалению, так никто из персонажей романа так и не преодолел. Все их проблемы остались при них и даже ещё более усугубились. И это реально то, что они получили в этой жизни, в этом мире. Но с надеждой на спасение в жизни будущей. Наиболее ярко это показано на примере судьбы Себастиана — человека, который так и не смог принять свою гомосексуальность и, видимо, по мнению Во, завершил свою жизнь так, как и должен завершать свою жизнь гомосексуальный католик. В общем, этот роман и экранизация — хорошее предостережение против токсичных религиозных верований.

По мнению Британского института кинематографа этот телесериал входит в десятку 100 лучших британских телепрограмм любого жанра когда-либо показанных на экране.

Обзор подготовил Валерий Созаев, специально для nuntiare.org

Еще на эту тему:

Следите за нашими новостями!

Наша группа VK

Наша группа в Facebook