Мы продолжаем публиковать перевод книги «Я благословлю тебя и будешь ты в благословение. Ресурсы свидетельства и благословения союза в однополых отношениях для изучения и использования, созданные семьдесят седьмой Генеральной конвенцией Епископальной церкви в июле 2012 года».

Которым кто будет благословлять себя на земле, будет благословляться Богом истины.
— Исайя 65:16

И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога.
— Лука 24:53

“Благословен Ты, Господи Боже, правитель вселенной, кто сотворил все к своей славе!” Это классическое благословение иудейской традиции устанавливает тон любой теологической рефлексии того, что значит благословлять и получить благословение. Вместо того, чтобы благословлять себя, других людей, животных, места или вещи, народ Божий, прежде всего, воздает славу Богу, подателю жизни и создателю всего. Распознавание бесчисленных причин того, за что мы можем и должны благословлять Бога, и благодарность за них, таким образом, лежат в основе работы Церкви в мире. Действительно, основой христианского богослужения является евхаристия, или «благодарение», в котором мы поднимаем «чашу благословения» (1 Кор. 10:16).

В англиканском контексте, работа Церкви в мире формируется общей молитвой и поклонением. В дополнение к чтению Писания и молитвенной медитации, англикане всегда полагались на нашу общую литургическую жизнь для того, чтобы распознать, где присутствует Бог и как Бог призывает нас жить в мире в качестве свидетелей Евангелия Иисуса Христа в силе Святого Духа. В то время как Бог действует всегда и везде, сообщество верующих собирается, чтобы распознавать деятельность Бога и сделать ее еще более заметной.

Несмотря на то, рукоположенные служители призваны к работе Церкви определенным образом, они разделяют работу со всем сообществом крещеных. В своем священном призвании, рукоположен министры ведут сообщество в предложении наружных и видимых признаков внутренней и духовной благодати, которая присутствует среди народа Божьего. Духовенство, другими словами, не «создает благодать», которой уже не было бы найдено; скорее, все Тело Христово, многими и различными способами, провозглашает благодатную деятельность Бога в нашей среде. Это провозглашение приносит уверенность в Божьей благодати, обещанное нам во Христе Иисусе, и поддержку постольку, поскольку мы стремимся проявлять плоды Духа в нашей повседневной жизни.

Многие в Епископальной Церкви и других христианских сообществах считают, что празднование и благословение завета верности однополой пары также является работой Церкви – обнаруживать и делать видимыми признаки Божьей благодати. «Благословение» являет многогранный смысл, оно всегда берет свое начало в Боге, которое Церковь справедливо и ежедневно признает: «Мы благословляем вас для нашего создания, сохранения, и всех благословений этой жизни; но прежде всего для вашей безмерной любви во искупление мира через Господа нашего Иисуса Христа, за средства благодати и за надежду славы «.

Церковь участвует в этом фундаментальном божественном благословении тремя взаимосвязанными способами: благодаря Бога за Божью благость и милость; ища постоянную благосклонность и Божью благодать, чтобы мы могли более полно проявить благодарность в нашей жизни; и получая питание от Святого Духа, чтобы свидетельствовать об этой благодати в мире. Этот тройной характер благословения подтверждает то, что Божья благодать уже присутствует, но она делает и нечто большее, а именно, она устанавливает новую реальность. Хлеб и вино, например, когда они благословляются на евхаристическом столе, отделяются от используемых обычно и предназначаются для конкретной, священной цели. Подобным образом, публичное утверждение божественного благословения в отношениях завета устанавливает, что эти отношения отделены от других типов отношений. Божьи люди ожидают, что такое благословение принесет плоды Божьей благодати особым путем, сделав пару, состоящую в таком благословенном завете, подотчетной общине верующих, а также Богу и друг к другу. Сообщество, в свою очередь, несет ответственность за поощрение, поддержку и воспитание благословенных отношений, по мере того, как пара стремится возрастать вместе в святости жизни.

Короче говоря, благодать и благословение Божие, уже явленные в отношениях супружеской пары, тем самым не делают литургический обряд благословения излишним. Напротив, благословение Церкви исполняет то, что он объявляет, тем самым изменяя пару и церковь. Пара более полно представляет Божью милость, а также получает определенную роль, как пара, в миссии Церкви в мире; Церковь так же изменяется, поскольку святость жизни становится более видимой, и поскольку она получает и принимает свои полномочия — поддержать пару в их жизни и служении.

Писание направляет нас к такому пониманию благословения, определяя его место по отношению как к творению, так и к завету. В книге Бытия Бог объявляет все творение хорошим, источником благословения, за которое мы благодарим Бога, подателя всякого благого дара. Это благословение проявляется более определенным образом в завете, в который Бог вступает с Ноем и, соответственно, со всем творением (Быт. 9: 8-16), с Авраамом (Быт. 12: 2- 3), и, через Моисея, с народом Израиля (Втор. 7: 12-14). Кроме того, Новый Завет отражает Божье благословение всех творений, поскольку Слово Божие становится плотью в Иисусе; он отражает благословение завета, а также то, как жизнь, смерть и воскресение Иисуса примиряют нас с Богом и уверяют нас в любящей верности Бога к нам и всему творению. В своей последней трапезе со Своими учениками Иисус благословил Бога за хлеб и чашу, как знаки нового завета (Мф. 26: 26-29). Благословение, которое мы получаем, участвуя в этой еде за евхаристическим столом, укрепляет нас в том, чтобы жить во всех наших отношениях в прощении и примирении, к которому эта пища призывает нас.

Писание свидетельствует об относительном характере благословения: быть в отношениях с Богом является не только благословением для нас, но становится благословением также и для других. Божий завет с Израилем становится благословением не только для Израиля, но и для “всех народов”. Это же обетование дается Аврааму: «благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12: 3b). Степень этого божественного благословения разворачивалась в самосознании Израиля с течением времени разными путями. «Все народы» относится, конечно же, к язычникам, тем самым, о которых многие в Израиле не ожидали, что на их долю достанутся Божьи обетования. Таким образом, Божье благословение расширяет охват и предлагает гостеприимство не только ближним и знакомым соседям, но и далеким незнакомым, которые становятся ближними из-за собственной щедрости Бога. Как отметил Павел, через веру «во Христе Иисусе благословение Авраамово может прийти к язычникам, чтобы мы могли получить обещанного Духа верою» (Гал. 3:14). Благословение Божьего завета с нами во Христе дает нам, через Духа, чтобы предложить такой экспансивной и щедрое благословение на мир, в мыслях, словах и делах. Божьи благословения вдохновляют нас в бесчисленных способов жить как эмиссары Божественного благословения во всем, что мы делаем в нашей работе, нашей игры, и наши отношения. Во всем этом, благости Бога в нашей жизни становится благословением для других, соседей и ближних и дальних.

Как заметил Павел, через веру «благословение Авраамово чрез Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою» (Гал. 3:14). Благословение Божьего завета с нами во Христе дает нам, через Духа, предложить такое широкое и щедрое благословение миру, в мыслях, словах и делах. Божьи благословения вдохновляют нас бесчисленными способами жить как эмиссары Божественного благословения во всем, что мы делаем в нашей работе, нашей игре и наших отношениях. Во всем этом благодать Бога в нашей жизни становится благословением для других — и ближних, и дальних.

Поскольку мы христиане, крещение и евхаристия сосредоточивают наше внимание на конкретных благословениях пасхальной мистерии — смерти и воскресении Христа. Эти благословения, в свою очередь, побуждают нас различать множество других способов, которыми благословение Божие проявляется в творении и в завете. Благость Божия делает все, что создано, потенциальным проводником благословения, в том числе любовь и верность отношений завета, в которых мы чувствуем призыв к нам — проявить божественную доброту. Таким образом, Церковь постоянно смотрит, — где благость Божия, благодать Христа и дары Святого Духа понуждают Церковь проявить Божье благословение для других и, в ответ, благословить Бога сердцем и жизнью, отмеченными благодарностью и хвалой.

Другой аспект библейского свидетельства также заслуживает внимания — акцент на изобилии. В разгар странствий в пустыне, Моисей ударил в скалу и «потекло много воды» для народа Израиля (Числ 20:11). «Я — как виноградная лоза», — читаем мы в Екклезиастике, — «произращающая благодать, и цветы мои — плод славы и богатства”.
(Премудрость Иисуса, сына Сирахова, 24:17). «Ты приготовил предо мною трапезу», — объявляет псалмопевец, и «чаша моя преисполнена» (Пс. 23: 5). «Давайте», — говорит Иисус, — «и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше» (Лк. 6:38). И христианам в Коринфе Павел говорит: «Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» (2 Кор. 9: 8). Писание призывает нас, другими словами, рассматривать Божьею благость как благословение, и не копить или беречь ее как дефицитный товар, а скорее как неисчерпаемый источник бессмертной любви и вечной благодати – истинных божественных богатств. В отношениях священного завета Божественное изобилие имеет много проявлений, в том числе в товарищеских отношениях, дружбе и взаимной радости интимной близости. Подтвердив и публично признав, что благословение изобилия уже присутствует в трепетных отношениях завета, в том числе в однополых отношениях, Церковь ожидает, что в этих отношениях проявятся благодать Божия, дары Духа и святость жизни.

Культовая притча Иисуса о блудном сыне добавляет еще один слой к этому библейскому свидетельству Божьей обильной любви и благодати. В этой истории Бог изливает обилие божественного благословения на всех, независимо от заслуг или обстоятельств. Когда блудный сын решает наконец вернуться в дом своего отца, в надежде обрести, в лучшем случае, статус раба, его отец спешит к нему навстречу, приветствует его возвращение домой и даже готовит роскошный пир в его честь. «И когда он был еще далеко», — говорит Иисус, — и, таким образом, задолго до того, как сын мог бы сказать любые слова покаяния, — «увидел его отец его и сжалился; и побежав пал ему на шею и целовал его» (Лк 15:20). В нашей жизни, как в притче, Бог осыпает нас благословениями, чтобы мы могли получить жизнь с избытком, даже если мы ни в коей мере не заработали эти благословения. Эта притча говорит о том, что богатства этого домашнего хозяйства более чем достаточно, чтобы потратить его на прием младшего сына. Обилия этого дома еще и более чем достаточно для обиженного старшего сына, который позавидовал такому празднику для своего заблудшего брата. Хозяйство полно до краёв и станет доступным, если только старший сын откроет свое сердце, чтобы получить его (Лк 15: 29-31). Оба сына в притче Иисуса — сильные напоминания о том, что благословение божественного добра не автоматически преобразовывает жизни: мы должны быть готовы получить такое благословение. И тем не менее, даже если мы не хотим, Бог будет продолжать предлагать благословения в изобилии. Иисус в наставлениях возвращается к этой теме неоднократно, например, в притчах о сеятеле (Марк 4: 3-8) и брачном пире (Мф 22: 1-10), а также в истории о том, как более пяти тысяч человек насытились пятью хлебами и двумя рыбами (Лк 9: 12-17).

Участие Церкви в божественном благословении может по-разному помочь каждому из нас стать открытым к обильной благости Божьей. Литургическая жизнь Церкви, то есть наша практика общей молитвы и поклонения, может создать пространство для народа Божьего, где открываются их сердца и умы, чтобы получать благословение, которое предлагает Бог. Для тех, кто состоит в отношениях завета, это особое пространство (как для слушания слова благословения в своей жизни, так и для благословения Бога взамен) знаменует собой значительное, существенное углубление и укрепление их жизни друг с другом, с их сообществом и с Богом. В благословенных отношениях завета, так же, как в Евхаристии, мы благодарим за обильную благость Божью и молимся за постоянное присутствие Духа, чтобы укрепить нас для выполнения работы, которую Бог дал нам делать в мире. Благословение евхаристии отделяет нас, как Тело Христово, от мира, и призывает и уполномочивает проповедовать Евангелие, подобно тому, как благословение отношений завета отделяет отношения, как «знак любви Христа к этому греховному и сломленному миру, способной единством преодолеть отчуждение, прощением исцелить вину и радостью победить отчаяние «.

Различение, произнесение, поиск и возвращение благословения хорошо описывает работу Церкви. Более того, это радость Церкви. Павел призывал христиан в Риме «радоваться с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим. 12:15). Ранние христиане предавались такому ликованию, так как они пребывали «всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» в честь победы Христа над смертью (Лк. 24:53). Всякий раз, там и тогда, где Церковь усматривает конкретные случаи обильной благости Божьей, Церковь справедливо благодарит Бога за такой подарок. Мы также просим Бога о благодати, чтобы жить в этом даре более полной жизнью, и с радостью свидетельствуем об этом благословении миру.


Перевод Гульнара Курманова, специально для nuntiatre.org