либеральный ислам
Открытие либеральной мечети в Берлине

Мусульманка-феминистка, которая открыла либеральную мечеть в Берлине и столкнулась после этого с угрозами, собирается открыть инклюзивную мечеть в Великобритании. Она считает, что ислам стоит на пороге революции.

Сейран Атеш (Seyran Ateş), юристка и правозащитница турецкого происхождения, посетила Лондон, чтобы найти подходящее мечто для мечети, которая будет открыта для всех мусульман — женщин, ЛГБТ, людей из всех направлений ислама.

Она надеется, что мечеть откроется в течение года. Цель Атеш — открыть подобные мечети в каждой европейской столице.

«Я не одинока. Это движение. Это Революция», — рассказала она Гардиан. — «Может, я и стала лицом либеральной мечети, но я — не мечеть. Нас поддерживают миллионы людей со всего мира».

Тем не менее, когда в прошлом месяце открылась мечеть Ибн-Рушд Гете, консервативные мусульмане из Европы, Египта и Турции отреагировали очень негативно.

Атеш получала угрозы смерти через социальные сети, а однажды ее угрожали убить на улице. Египетское управление по выдаче фетв, Дар аль-Ифта, объявила принципы мечети несовместимыми с исламом. Исламский университет Каира аль-Азхар выпустил фетву против либеральных мечетей.

Турецкое управление по делам религии, Диянет, заявило, что мечеть — эксперимент, «цель которого — испортить и уничтожить религию».

Атеш с 2006 года находится под защитой полиции. Теперь ей приходится еще больше думать о безопасности: она никому не рассказывала о поездке в Лондон, а во время путешествия ее охраняли двое телохранителей. На вопрос о том, боится ли она за свою жизнь, Атеш отвечает: «Немного. Я могу оказаться в опасности. Люди узнают меня».

В день открытия берлинской мечети туда пришло огромное множество людей, но многие испугались угроз. «Из-за этого люди боятся приходить», — говорит Атеш. Но по ее словам, 95% всех писем, которые она получила после открытия мечети, были поддерживающими.

«Больше и больше людей хотят разорвать цепи. Во многих странах есть те, кто делают то же, что и мы. Но они делают это подпольно», — говорит она. — «Либеральные мусульмане подвергаются давлению со стороны радикалов и выбирают молчать. Либеральным мусульманам нелегко быть открытыми, почти как гомосексуалам. Их называют «врагами ислама».

На то, чтобы открыть мечеть в Берлине, потребовалось восемь лет. «Думаю, теперь дело пойдет быстрее», — говорит Атеш. К концу года она планирует открыть мечеть еще и во Фрайбурге. Атеш сотрудничает с другими прогрессивными мусульманками: Ани Зонневельд (Ani Zonneveld), женщиной-имамом из Лос-Анджелеса, и Шерин Ханкан (Sherin Khankan), женщиной-имамом, открывшей мечеть в Копенгагене в прошлом году.

По словам Атеш, в Великобритании особенно велика потребность в либеральной мечети: в этой стране разрешены суды шариата. «Шариат — война против прав женщин, и больше ничего, — говорит Атеш. — «Великобритания помогает исламистам подчинять женщин шариату и патриархальным структурам».

Не менее жестко Атеш относится и к головным платкам. Когда она только открывала берлинскую мечеть, то хотела не пускать женщин в бурках и никабах. С тех пор она поменяла мнение: женщины должны показывать лица женщинам в мечети, но потом могут надеть обратное головные платки. Тем не менее, ни одна женщина в никабе или бурке в мечеть пока что не пришла.

«В исламе нет требования покрывать голову. Нет никаких богословских подтверждений такому запрету, даже если толковать Коран с самых консервативных позиций, — говорит Атеш и добавляет, что никаб и бурка — символы сексуализации и подчинения женщин. — «Мужчины говорят: я закрываю ее, потому что она — моя собственность».

«В Германии все больше и больше женщин носят бурки и никабы. Можно встретить девочек четырех-пяти лет с покрытой головой. Женщины в северной Африке борются за то, чтобы не носить хиджаб, а женщины на Западе борются за то, чтобы его носить. Я на стороне первых».

Либеральные мечети открыты для всех мусульман — суннитов, шиитов, алавитов и суфитов.

Инициативу Атеш в Великобритании поддерживают несколько членов Палаты лордов. Дэвид Пэнник (David Pannick), правозащитник и независимый член парламента, говорит: «Сейран Атеш должны поддерживать все, кто верит в свободу вероисповедания. К сожалению, те, кто присвоили эту свободу себе, с трудом делятся ею с другими».

Лейборист Камлен Пател (Kamlesh Patel) также поддерживает «стремление Атеш к инклюзвиности и свободе выбора».

По материалам The Guardian от 26 июля 2017 года
Подготовлено специально для Nuntiare.org

Еще на эту тему:

Следите за нашими новостями!

Наша группа VK
Наша группа в Facebook