религия в швеции

Под редакцией
Ингвара Сванберга
Давида Вестерлунда

DIALOGOS
2011

Сексуальность

До 1864 года половые отношения вне брака были запрещены в Швеции законом. В церковном мире до 1918 года тем, кто признавался виновным в сексуальных преступлениях, приходилось отмаливать грех и получать отпущение, чтобы быть допущенными к причастию. С 1571 года церковное наказание заключалось в исповедании греха перед Богом и церковным приходом, но в 1741 году это было заменено частным церковным исповеданием греха перед меньшим количеством свидетелей. Прелюбодеяние, которое определялось как секс между неженатыми, наказывалось с конца 1600-х и государством, и церковью. Мирское наказание заключалось с денежном штрафе, или, если денежных средств недоставало, в порке кнутом, проведении по улице и позже – заключением в тюрьму или принудительными работами. Секс вне брака, когда один или оба партнера состоят в браке (измена), наказывался строже.

Во всей истории и в разных культурных контекстах мирские и духовные власти, часто в симбиозе, пытались контролировать и структурировать человеческую сексуальность. В этом нет ничего странного. Гетеросексуальное совокупление поддерживалось человечеством, поскольку на нем было основано воспроизведение общества. Вопрос о том, кто с кем имеет секс, тем самым приобретал важность не только для непосредственно вовлеченных сторон, но также коллектива, группы или общества в целом. В патриархальном обществе, где власть, статус и ресурсы наследовались по отцовской линии, и где отцовство должно было быть гарантировано, сохранять контроль было ещё важнее. Религиозные идеологии, правила и ритуалы во всей истории показывают себя полезными для управления поведением людей в направлении, желательном для общества. Во многих религиях существуют устрашающие ритуалы, равно как и религиозные правила, препятствующие проявлениям сексуальности, которые не способствуют воспроизведению или угрожает контролю над ним. Они могут быть направлены на секс вне брака, неверность, онанизм или гомосексуальность.

Изменение отношения

Времена меняются. Сегодня в шведских дневных газетах на семейных страницах можно видеть фотографии свадеб, на которых счастливых прихожан – новобрачных сопровождают их общие дети. Они женятся, очевидно, позже, чем произвели детей – и сделали это вне брака. Мало кто поднимает брови, и все меньше требования, которые предъявляются парам в процессе церковного очищения. Но все же и сегодня просыпаются дискуссии о сексуальности в религиозной Швеции.

В Шведской церкви больше не фокусируется на грехе перед Богом вследствие секса вне брака или прелюбодеяния. Вместо этого обсуждается, какую позицию церковь как организация должна занять по отношению к гомосексуальности. Шведские христиане разделились по этому вопросу. Противостояние гомосексуальности очевидно, и оно не маленькое в определенных географических регионах и в определенных сообществах. Те, кто противостоит гомосексуальности как праву, считают, что их борьба на подъеме. Исследование 2004 года показало, что 60 процентов населения Швеции позитивно относится к венчанию в церкви для гомосексуалов, — одному из самых горячих текущих вопросов.

Даже в некоторых других христианских общинах существуют тенденции к более широкому признанию разнообразия сексуальных предпочтений и видов активности. Пример — Христианское экуменическое движение за права гомосексуалов в общине, EKHO. Отдельные христиане думают по-другому. Анн Хеберлейн, докторант в области теологической этики в Лунде, в своей книге «Сексуальный человек» (2004) развивает свой взгляд на то, что такое хороший секс в современной Швеции. Секс «должен обогащать отношения, как центральная, но не решающая, часть живых отношений между двумя любящими». Пол двоих любящих или временные рамки отношений, согласно соображениям Хеберлейн, не имеют значения и подчиняются взаимности в отношениях. Ничто в ее рассуждениях не указывает на то, что слово Библии или какая-либо христианская традиция должны служить основой для христианской сексуальной морали в современной Швеции. Вместо этого она подчеркивает, что опирается на светский и гуманистический моральный императив.

Что-то также произошло после 1900-x среди части шведских христиан. Процесс развития ответил на самый значительный тренд в отношениях, поместив человека в центр, а Бога и другие высшие сущности оставив на периферии. Это очевидно как в Шведской церкви, так и для религии в целом, которая за последние 150 лет потеряла большую часть своего влияния и своей силы. Вовлеченность людей в активность как в Шведской церкви, так и в других церквях, за небольшим исключением, уменьшилось, в терминах как формального членства, так и участия в ритуалах. Религия последовательно потеряла силу в разных общественных секторах – в школе, в праве, в политике – и в целом работает все меньше в качестве института, устанавливающего нормы. В публичных дебатах светские, общечеловеческие аргументы работают лучше, чем религиозные. В своих выступлениях за права гомосексуалов быть приемными родителями, например, христианские политики в шведском парламенте ссылаются не на то, как Бог видит вред гомосексуальности, но на «то, что лучше для ребенка».

Официальный взгляд на религию изменился. От представления о религии как о носителе объективной истины, которая движет обществом, мы перешли к представлению о религии как о частном деле, вопросу личных убеждений. Довольно интересно, что похожим образом развивались представления о сексуальности. Государство передало вопрос о том, кто с кем и каким образом имеет секс, на собственное усмотрение (взрослых) индивидов, так что это больше не предмет принуждения или посягательства с его стороны. Развитие в немалой мере стало возможным благодаря отделению сексуальности от репродуктивности, и тем самым снижению соответствующего контроля со стороны общества. Общедоступность противозачаточных средств и развитие в последние годы искусственного оплодотворения стало важным шагом на этом пути.

Теолого – этические построения Анн Хеберлейн можно развить дальше, как намечено выше. Но ее версия христианской сексуальной этики — не единственная в сегодняшней религиозной Швеции. Не все люди, вовлеченные в христианство, рассматривают секс как что-то, что остается вне религиозного контроля. Напротив, те общины в Швеции, которые растут или, по крайней мере, не уменьшаются, характеризуются четкими и прочными правилами, в частности, в области сексуальности. Это не противоречит написанному выше. Для людей, которые оставлены определять свои ценности и свою сексуальность самостоятельно, свобода может быть слишком сильным испытанием, пугающим и внушающим тревогу. Не удивительно, что кое-кто предпочитает отказаться от своей свободы и перепоручить ответственность за сексуальный выбор Богу или какой-либо другой высшей силе.

Во многих шведских церковных общинах секс долгое время остается проблематичным вопросом. Какой тип секса дозволен людям? Что Бог на самом деле думает о сексе? Большинство свободных церквей имели в своей истории период, когда они ясно заявляли, что любые сексуальные отношения вне рамок брака, а также онанизм и гомосексуальность, являются мерзостями. В последние десятилетия эта установка была в некоторой степени смягчена. Некоторые сообщества оставили этот вопрос на совести индивида или переопределили, какие отношения вне установленного Богом брака приемлемы для совокупления, например, помолвка или стабильные отношения. Однако некоторые продолжают противостоять общественному развитию. Даже если внебрачный секс в определенных контекстах может считаться приемлемым, отношение к гомосексуальности гораздо более явно отрицательно. Некоторые общины находятся в процессе изменений, не в последнюю очередь в том, что касается молодежи. В 2001 году пятидесятническое объединение «Новые дни» (ранее «День») в своем молодежном приложении «Петр» опубликовало серию статей, в которых звучали разные голоса, призывавшие к воздержанию до брака. Их аргументы сами по себе были интересны. Даже если Божья воля и имела значение в аргументации, обычно в качестве основной причины того, что надо «подождать с сексом», было то, что «тогда секс будет лучше». Это круто — ждать с сексом. Секс в пределах границ приятнее. Даже в этом контексте, таким образом, Бог и его воля вторичны в аргументации.

Отдельные сообщества, которые пытались убедить подрастающее поколение в пользе воздержания, несомненно, шли против ветра. Воздержание не считается естественным в современной молодежной культуре, его идея должна быть защищена и аргументирована перед критически настроенным окружением. Серия статей в ”Новых Днях” была вызвана небольшой книжкой об отношении христиан к сожительству – ”Стоит подождать”. Большая часть критики и насмешек отражала реакцию большинства сообществ. Хроникер Терри Эрикссон в ”Афтонбладет квинна» назвала книжку «одной из самых потешных публикаций, вышедших в Швеции в последние годы», и призвала своих читателей: «Выбросите сборники анекдотов и положите вместо них на журнальный столик «Стоит подождать». Это вдохнет жизнь в скучные вечера вдвоем и чертовы тягучие «послепраздники»».

Очевидно, что сексуальная этика, как ее представляют некоторые христианские общины в Швеции, является благодарной мишенью для сатиры. Это очень умно делает вебсайт вымышленной шведско-финской Ассамблеи в Сундсвалле (SFFS), на котором можно найти статьи с названиями вроде «Музыка Блэк Метал и гомосексуализм», «Предотвратить греховную мастурбацию», «Спорт и порнография» и «Порножурнал — Библия сатаны».

Это прежде всего отражает восприятие сексуальности в некоторых христианских свободных общинах1, которое большинству кажется несвоевременным. Ту же самую реакцию не вызывают подобные взгляды, например, в католической и православной церквях, в иудейских и мусульманских общинах или в маленьких так называемых сектах. Возможно, это связано с тем, что перечисленные группы уже настолько отделены от остального общества, что к их взглядам относятся как к экзотическим. В этих сообществах до сих пор доминирует мнение о сексуальности, которое широко разделяют самые ограниченные из шведских свободных церквей. Есть родители-мусульмане, которые, используя религиозные аргументы, выступают против того, что их дети вынуждены участвовать в совместных занятиях мальчиков и девочек по плаванию и гимнастике или против полового воспитания детей. Строгий контроль над сексуальностью, прежде всего девушек, иногда мотивированный религиозными соображениями, встречается в мусульманских общинах, а также в христианских иммигрантских церквях. Сопротивление гомосексуальности также широко распространено.

До сих пор обсуждалась только проблема религии и пола в отношении меньшей части верующего населения. Согласно опросу SIFO 1999 года, посвященному взглядам шведов на жизнь, только десять процентов заявили, что они поддерживают традиционное христианское учение об Иисусе как спасителе мира. Один процент соглашался с утверждением о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммед был его пророком. Тот факт, что Швеция в значительной степени является христианской страной, не обязательно означает, что большинство населения религиозно. В этом же опросе почти половина респондентов сообщили, что они верят в высшую силу, а 18 процентов считают, что Бог есть (без дальнейшего определения). В исследовании не уточнялось, что такое «высшая сила» или бог. Также не известно, что значит эта идея для людей в их повседневной жизни. Однако полученные результаты показывают, что проблема религии и пола в сегодняшней Швеции не будет отражать реальное положение дел, если смотреть только на то, что имеет место внутри существующих церковных и сообществ.

Новые духовные движения и сексуальность

Религиоведы в последние годы обсуждали религиозные убеждения и практики, складывающиеся вне традиционных церквей и общин, в рамках новых духовных течений, а иногда и Нью-Эйдж. Они распространили различные данные о том, насколько большая часть населения Швеции может быть охарактеризована как последователи новых религиозных групп или Нью-Эйдж. Казалось бы, трудно получить однозначные цифры. Новая ли это вера, охватившая широкие слои населения, или это маргинальное явление самого что ни на есть временного характера? Независимо от ответа на этот вопрос, ученые-религиоведы в значительной степени согласны с тем, что «приватизация» религии, духовное развитие как частное дело каждого человека, сегодня является важной тенденцией в религиозной Швеции. «Каждый получает по вере своей», кажется, стало девизом. Человек в значительной степени сам создает свой личный образ жизни, выбирая то, что ему подходит, на духовном «шведском столе». Это касается также тех, кто называет себя христианами. Многие отвергают традиционные догмы, авторитеты и правила. Вместо этого духовность выражается более размытым или мистическим образом: «Я христианин, но по-своему». Это развитие в области религии становится интересным, когда оно встречает еще одну тенденцию в обществе, а именно — сосредоточенность на собственном теле, здоровье и благополучии, а вместе с этим и на сексуальности. Религиозный искатель может одновременно искать хорошей сексуальности как части общего благополучия.

В «Афтонбладет»2 от 12 июня 1999 года, в статье о медитации с кристаллами, можно было прочитать о том, как гранат активирует «сексуальную энергию». В разделе «Сексуальность и эротика» в популярном книжном магазине «Ваттуманен» вы можете найти такие названия, как «Книга об Эротике Таро», «Найди свой божественный источник в сексе», «Божественный секс», а также большое количество названий, связанных с инструкцией по индуистскому сексу «Камасутра». На «эротическом» веб-сайте Girkuseros можно найти дилдо c разными знаками зодиака или в виде дельфина, священного животного в некоторых кругах «новой духовности». Здесь вы также можете зарегистрироваться на курсе «Божественное Наслаждение», где вы научитесь «восстанавливать самую сильную и оригинальную творческую силу во всех нас + божественную, святую, игривую, магическую сексуальность». Критика со стороны этой альтернативной религиозности, ориентированной на секс, часто направлена на христианство, по крайней мере, в его регулярной форме. Формы влияния выбираются из других источников. Это могут быть индуистские традиции, представления дохристианских, языческих ритуалов и даже еврейских и мусульманских мистических традиций. Шведский стол накрыт для тех, кто чувствует себя у него комфортно.

Таким образом, сегодняшняя религиозная Швеция обнаруживает множество различных подходов к вопросу о сексе и религии, от более ограничительного и контролирующего отношения до утверждения примата сексуальности, выраженного в религиозных терминах. То, что объединяет всех — это признание существования связи между некой частью духовной сферы и одним из основных биологических влечений человека. Разница заключается в том, что признавать ведущим и что — ведомым. Должна ли сексуальность индивида определяться и контролироваться религией или религия должна подчиняться выбору индивидуума в том, что касается сексуальности? Судя по внутреннему обсуждению в сообществах и церквях, а также по «шведскому столу», примеры для которого можно найти в Интернете, второй вариант в настоящее время берет верх.

Литература

Обзоры отношения к сексу в разных религиозных традициях можно найти в ряде энциклопедий, например, в «Энциклопедии религии». Антология «Религия и сексуальность в кросс-культурной перспективе» (2002) содержит несколько полезных статей. Интернет может предложить интересную (а иногда и пикантную) информацию. Что касается изменений в представлении о сексе в шведских свободных церквях, то, в дополнение к «Бортом сюндакаталог»3(2001), рекомендуется также диссертация его автора — Бьорна Седерсё.

Svensson, J. (2008). Sexualitet. Religion i Sverige. Stockholm, Dialogos. 358-362.
Перевод Гульнары Курмановой специально для Nuntiare.org

Выражаем признательность г-ну Магнусу Хагеви (Magnus Hagevi) за помощь в подборе материала для перевода.

Еще на эту тему:

Следите за нашими новостями!

Наша группа VK
Наша группа в Facebook

  1. Свободные общины (свободные церкви, Fria kyrkor, Frikyrkor) – в первоначальном значении этого слова — христианские религиозные общины с добровольным членством. Этот термин используется для того, чтобы провести отличие с государственной церковью, а также с православной и римско-католической церковью, которые обычно не называются Свободными церквями. Шведская (лютеранская) церковь также не считается свободной церковью, несмотря на то, что в 2000 году она потеряла свой статус государственной церкви и ее правовой статус сегодня во многом сопоставим с таковым Свободных церквей.
  2. Популярная шведская газета
  3. Обзор понимания христианской этики в свободных церквях Швеции.