14 марта 2017 года на сайте catholic.by было обнародовано обращение Его Высокопреосвященства Митрополита Минско-Могилевского Тадеуша Кондрусевича, в котором он критикует принятый Палатой Представителей Национального Собрания Республики Беларусь “Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2017 — 2020 годы».

Движение ЛГБТ-христиан Беларуси «Mysterium Fidei (Тайна Веры)», выражая свою обеспокоенность такой жесткой и непримиримой позицией главы Католической Церкви Беларуси в этом вопросе, хочет озвучить своё видение в этом вопросе Митрополиту Кондрусевичу.

Открытое обращение-ответ
Председателю Конференции католических епископов Беларуси,
Архиепископу-митрополиту Минско-Могилевскому
Тадеушу Кондрусевичу

Копия:
Главе дипломатического представительства
Апостольскому Нунцию в Республике Беларусь
Архиепископу Габору Пинтеру

Ваше Высокопреосвященство!

14 марта 2017 года было обнародовано Ваше обращение в связи с принятием Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь Национального плана действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2017 — 2020 годы. Ознакомившись с ним, не могу молчать и не ответить Вам.

В тексте Вашего обращения Вы высказываете «глубокую обеспокоенность потенциальной возможностью распространения гендерной идеологии в Беларуси». А также высказываете мнение, что гендерная идеология носит деструктивный характер и что большинство людей не понимает, что такое гендерная идеология.

Здесь я с Вами отчасти соглашусь. Видимо, и Вы не совсем понимаете смысл слова «гендер». Гендер – это не вопрос привычки или вкуса, дань моде или настроения. И уж тем более гендер – это не пол человека. Вопрос гендера – это медицинский термин. Вы, сводя всё к половой принадлежности и роли мужчины и женщины, забываете, в том числе, о таком понятии как люди-интерсекс.

Интерсексуальность, или интерсекс – вариации половых характеристик у людей и животных, не вписывающиеся в традиционные бинарные представления о мужских и женских телах. К таким вариациям относятся вариации гениталий, половых желёз или хромосомного набора. По оценкам экспертов, 0,05-1,7% населения рождается с интерсекс-вариациями; верхняя граница этого диапазона приблизительно соответствует числу рыжеволосых людей. Некоторые интерсекс-вариации – в первую очередь, анатомические – обнаруживаются при рождении ребёнка. Другие становятся заметны только в период полового созревания или позже.

Затронутый Вами вопрос носит не столько теологический характер, сколько медицинский. На сегодня у медиков нет 100-процентного ответа на гендерные вопросы. Медицина вникает и пытаться найти ответ на многочисленные вопросы гендерной идентичности. А Вы «решили» всё сами, невзирая на мнение таких авторитетных международных организаций, как, например, ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), которую составляют учёные-медики (профессора, академики) из 194 стран мира.

Вот определение гендера согласно ВОЗ:

«Понятие «гендер» используется для описания тех характеристик мужчин и женщин, которые являются социально приобретенными, например, норм, ролей и существующих между ними отношений. Кроме того, важно признать существование лиц, которые не вписываются в бинарную систему категорий мужского и женского полов». *Цитата с сайта ВОЗ.

Готовы ли Вы сегодня сказать ребенку-интерсекс, что это он сам «решил, что будет мальчиком», а не что это генетическая аномалия? Готовы ли Вы сказать парню-подростку 20 лет, у которого растет женская грудь, что это его выбор, а не «игра генов»?

Вы либо сознательно вводите свою паству в заблуждение, либо смотрите на данную проблему лишь под одним углом.

Помните ли Вы, Ваше Высокопреосвященство, как Католическая Церковь на протяжении 19 веков отказывала в отпевании самоубийц? Но в 60-х годах прошлого века резко изменила своё отношение к этому вопросу. Главным экспертом в разрешении этого вопроса выступили медики, и Католическая Церковь к ним прислушалась.

Далеко не все, что делает человек, происходит по его воле.

Вот, что говорит об этом Катехизис Католической Церкви, документ, который отражает официальную позицию по иногда спорным вопросам, затрагивающим очень острые проблемы современности. Катехизис – плод многолетней работы всей Католической Церкви, многочисленных комиссий, католических университетов и католического епископата всех стран мира:

2351

«Чтобы вынести справедливое суждение о моральной ответственности конкретных личностей и упорядочить пастырскую деятельность, надо принимать во внимание эмоциональную незрелость, силу привычек, состояние страха или другие психические и социальные факторы, смягчающие или совсем снимающие моральную вину».

2281

«Сознательное содействие самоубийству нарушает нравственный закон. Тяжелое психическое расстройство, страх или невыносимая тревога перед испытанием, страданиями или пытками могут уменьшить ответственность самоубийцы».

2282

«Не надо терять надежду на вечное спасение людей, покончивших жизнь самоубийством. Бог, одному Ему ведомыми путями, может дать им возможность спасительного раскаяния».

Не стану напоминать об иных случаях, когда Ватикан кардинально менял свое отношение к тому или иному явлению по прошествии многих лет. И меняя отношение, был вынужден признать свою неполную компетентность или неправоту. Как, например, мексиканский кардинал Норберто Ривера Каррера принёс извинения ЛГБТ-сообществу от имени Митрополии Мексики, заявив среди прочего:

«Священникам не следует думать, что они знают всё»

Также, Ваше Высокопреосвященство, хочу обратить Ваше внимание на противоречие Ваших слов Катехизису Католической Церкви:

2357

«Довольно значительное число мужчин и женщин имеют врожденную тенденцию к гомосексуализму. Эти люди не сделали сознательного выбора в пользу гомосексуализма; для большинства из них это состояние является трудным испытанием. К ним нужно относиться с уважением, состраданием и тактичностью. Надо избегать по отношению к ним всяких проявлений несправедливой дискриминации».

264 Папа Римский, а ныне Святой Ян Павел Второй, говорил:

«Наука помогает религии очиститься от ошибок и суеверий; религия помогает науке освободиться от идолопоклонства и претензий на абсолютный характер найденных ею истин. Так они выводят друг друга в более широкий мир, где только и возможно их взаимное процветание».

Не судите о некой проблеме, глядя на нее лишь под одним углом, через мутное стекло многовековых заблуждений.

В «Национальном плане действий», который Вы критикуете, нет ни слова о том, чего Вы «так опасаетесь»: нет там вопросов транссексуальности и гомосексуальности, нет там и вопросов партнерств и смены пола. Это лишь Ваши домыслы.

Также напомню Вам, Ваше Высокопреосвященство, что Его Святейшество Папа Римский Франциск не единожды говорил и извинялся перед представителями ЛГБТ-сообщества за необоснованно жесткую, а порой и жестокую позицию Ватикана к ним. И, более того, встречался с трансгендером, о чем сам рассказывал на пресс-конференции в октябре 2016 года:

«В прошлом году я получил письмо от испанца, который рассказывал мне о своем детстве и отрочестве. Он был девочкой, девушкой и очень страдал, потому что чувствовал себя юношей, а физически был девушкой. Он рассказал матери, что хочет сделать операцию, и она попросила его не делать этого, пока она жива. Она была в возрасте, но после ее смерти, он сделал операцию. Он пошел к священнику, который очень ему помогал, это был очень хороший епископ. Потом он поменял паспорт, женился и написал, что для него было бы утешением приехать ко мне со своей женой. Он был „она“, а стал „он“. Я принял их, они были счастливы. В районе, где он жил, был новый священник, который, едва завидев его, кричал: „Ты попадешь в ад!“. А старый, 80-летний священник говорил ему: „Когда ты в последний раз исповедовался?“, „Приходи на исповедь, потом причастишься“. Понимаете? Жизнь есть жизнь, ее надо принимать, как она есть. Грех есть грех, есть наклонности, гормональные нарушения, существует множество проблем, нам нужно быть осторожнее, не говорить: это все одно и то же, возрадуемся. Но любой случай надо принять, напутствовать человека, выделить его и помочь ему интегрироваться. Это вопрос человеческой этики, его нужно решать по мере возможностей, не забывая о милости Господа, стремиться к истине, но всегда с открытым сердцем».

Подводя итог всему сказанному, повторюсь, в «Национальном плане действий» содержится информация, касающаяся лишь ничтожно малой части понятия «гендер», а увязку с тем, что описано в Вашем обращении, Вы, вероятно, придумали сами.

Но даже если бы там было все то, что Вы описали и чего Вы «опасаетесь», то позволю себе напомнить Вам слова Его Святейшества Папы Римского Франциска, сказанные им на пресс-конференции, организованной Ватиканом после посещения Понтификом Бразилии в 2013 году:

«Если человек является геем, но имеет добрую волю и ищет Бога, то кто я такой, чтобы судить его? Катехизис Католической Церкви объясняет это очень хорошо. В нем говорится, что гомосексуалисты не должны быть изолированы из-за ориентации, их следует интегрировать в общество. Мы должны быть братьями».

Так давайте же будем братьями и будем строить МИР, а не сеять раздор.

Руководитель Культурно-просветительского проекта
“Движение ЛГБТ-христиан Беларуси “Mysterium Fidei (Тайна Веры)”
Иеродиакон Греческой Автокефальной Православной Церкви
о.Валентин Тишко

21 марта 2017 г.Б.
Минск, Беларусь

В связи с высказываниями Его Высокопреосвященства Митрополита Тадеуша Кондрусевича, констатируем следующее:

1. Католическая Церковь Беларуси, не прислушивается к мнению мировой науки и продолжает стоять на постулатах многовековых (средневековых) заблуждений.
2. Слова и позиция Митрополита Кондрусевича вступают в противоречия не только с Катехизисом Католической Церкви, но и с официальной позицией Его Святейшества Папы Римского Франциска.
3. Митрополит Кондрусевич, в данном случае, рассматривает вопрос исключительно с теологической точки зрения. Хотя в данном вопросе, правильно было бы говорить о медицинско-теологической стороне вопроса, делая основной упор на медицину, учитывая её последние открытия и достижения.

Принимая во внимание, что к словам главы одной из крупнейшей христианской конфессии в Республике Беларусь, прислушиваются многие граждане нашей многоконфессиональной страны, даже не имеющие представления о таких понятиях как «гендер» и «гендерная идентичность», Движение ЛГБТ-христиан Беларуси “Mysterium Fidei (Тайна Веры)”, выражает свою глубокую обеспокоенность взглядами и позицией Римско-Католической Церкви Беларуси. И надеется, что Католическая Церковь в лице Митрополита Кондрусевича, будет поддерживать не только патриархальные взгляды на позиции семьи, нравственности и морали, но и прислушается к мнению мировых учёных, учитывая современные открытия медицины и генетики.

Пресс-релиз подготовлен движением ЛГБТ-христиан Беларуси “Mysterium Fidei» (“Рух ЛГБТ-хрысціян Беларусі “Mysterium Fidei (Таямніца Веры)”)