Недавно я слушала христианское радио. Там играла песня, в которой говорилось: «Я не устыжусь послания Иисуса». Это была одна из песен, прославляющих проповедь не христианам. Песня заставила меня задуматься о том, в чем же послание Иисуса? Что об этом думал певец? Какова его концепция Бога? Песня рассказывала фундаменталистскую точку зрения. Как бывшая фундаменталистка, я прекрасно понимаю, о чем в ней пелось. Но теперь, когда я ушла от фундаментализма, я задаю очень много вопросов. Черное и белое — иллюзия, созданная для того, чтобы не задавать сложных вопросов или вопросов без ответа. Тот, кто видит оттенки серого, должен уметь мириться с неопределенностью.

Господь дал нам навык думать и рассуждать. Господь дал нам возможность познавать Его/Ее очень лично. Знать Бога — это любить Бога. Каждый из нас связан с Богом через собственный разум и концепции, привитые в детстве и трансформировавшиеся через личный опыт. Подменять личный поиск Всемогущего утвержденным списком правил или общественными нравами — это бегство от действительности.

«Не заставляйте меня думать о Боге. Просто скажите мне, кто такой Бог, что нормально делать, а что — нет». Многие наши братья и сестры находятся на этой ступени пути с Иисусом. Многие церкви, особенно фундаменталисты, поощряют такой образ мысли. Независимое мышление, создание собственных концепций часто не только не одобряется, но и наказывается. Думаешь, что нормально быть ЛГБТ-христианином — проваливай. Думаешь, что нормально разводиться — проваливай. Думаешь, что Бог существует и за пределами христианства — проваливай. Думаешь, что и сам можешь познавать Бога через не христианские практики — проваливай. Так происходит во многих церквях по всему миру. В этом смысле законы групповой динамики существуют в церквях точно так же, как и в контексте любой другой социальной группы. Если кто-то не следует общественным нравам группы, в итоге его исключают.

Так почему же мы даем меньшинству думать за большинство? Мы, ЛГБТ-христиане, кровно заинтересованы в том, что говорит это большинство, обладающее властью. Когда оно говорит, что нельзя быть одновременно гомосексуалом и христианином, мы перестаем слепо следовать за ним и начинаем думать сами. Когда изгоняют меня, а не кого-то еще, я должна начать собственные поиски. Я должна понять правду. Кто изгоняет меня — человеческая власть или Бог? Это вопросы, с которых начинается поиск мудрости и истинного лица Бога.

Бог описан в Библии через метафоры. Бог — это царь, правитель, воин, судья, законодатель, строитель, садовник, пастух, горшечник, целитель, отец, мать, мудрость, друг, брат, сестра, орел, лев, огонь, облако, ветер, крепость, щит и многое другое. С какой формой Бога вы соотносите себя? Это и есть ваша концепция Бога.

«Образы Бога имеют значение. То, как мы концептуализируем Бога, влияет на наше представление о христианской жизни и на наши образы Бога. Идеи (и концепции, и образы) напоминают семью, между ними есть взаимоотношения. То, какой образ мы даем Богу, влияет не только на то, каков Бог в нашем понимании, но и на то, как выглядит христианская жизнь. Люди, которые представляют Бога как воина, могут и сами стать воинами — в крестовом походе или джихаде. Люди, которые думают, что Бог гневен, весьма вероятно и сами будут гневаться на мир».

Нам, ЛГБТ-христианам, говорят, что Бог гневается на нас из-за нашей сексуальной ориентации или гендерной идентичности. Сначала сложно принять концепцию, в которой Бог сострадателен, заботлив и полон любви к нам, потому что мы — гомосексуалы, бисексуалы, трансгендеры. Многие из нас так и не могут принять ее, не могут позволить себе верить в то, что они приятны Богу. Если же мы сможем преодолеть эту концептуальную проблему, то мы столкнемся с вопросом: кто такой Бог? Если традиционные религиозные организации и богословие неправы в том, что Бог гневается на нас, то в чем еще они неправы? Все подвергается сомнению. И тут Бог становится очень личным. Бог раскрывает себя нам, когда мы ищем его/ее. Из-за того, что это очень личное дело, мы с вами можем видеть Бога совершенно по-разному. Богословские противоречия становятся неважны. Важным становится Откровение Бога каждому из нас, всем, находящимся в поиске.

Чем больше я знаю Бога, тем больше понимаю, что не знаю ничего. Бог больше, чем самые широкие определения, которые мы можем дать. Бог настолько больше списка правил. Список правил позволяет своим последователям не искать Бога, а заменять его заранее подготовленными ответами на вопросы. Познание Бога — это целая жизнь, проведенная в поиске. С каждым шагом на пути познания, вы становитесь ближе к источнику благодати и доброты. Бог есть любовь. Мы жаждем опыта Божественного прикосновения. Бог эмпиричен. «Все размышления о Боге — концепции, образы — попытки выразить невыразимое. Невыразимое — тот, в ком все мы живем, движемся и существуем — находится за пределами всех концепций, даже этой».

По материалам Whosoever.
Цитаты: The God We Never Knew, Marcus Borg, 1997, Harper Press // Маркус Борг. Бог, которого мы никогда не знали
Автор: L. Louise
Подготовлено специально для Nuntiare.org

Еще на эту тему: