Павел Флоренский и Сергей Троицкий: богословие однополой любви

петр флоренский
Троице-Сергиева Лавра

Павел Флоренский — православный священник и ученый, создавший богословие однополой любви в начале двадцатого века.

Его главная богословская книга, «Столп и утверждение истины» — это серия писем, адресованных неназванному «далекому другу и брату». Этот «друг и брат» — сосед по комнате из семинарии, Сергей Троицкий.

«Мои коллеги удивляются, когда я упоминаю, что первое в мире христианское богословие однополой любви было создано в 1914 году в Москве», — пишет канадский исследователь и православный христианин Джакомо Санфилиппо (Giacomo Sanfilippo) в противоречивой серии статей о жизни и трудах Флоренского.

Нельзя отрицать то, что Флоренский писал о духовной ценности однополой дружбы, а также то, насколько глубоким было его отношение к Троицкому. Кроме того, он писал о древнем обряде адельфопоэзиса (ἀδελφοποίησις — «братотворение», благословленный церковью союз людей одного пола).

флоренский икона
Современная икона Флоренского

Критики возражают против того, как Санфилиппо описывает возможные гоморомантические отношения в жизни Флоренского и, основываясь на его работе, разрабатывает богословие «супружеской дружбы», подобной гомосексуальному браку.

Флоренский (1882-1937) признан одним из величайших православных богословов двадцатого века. Но кроме этого он был прекрасным математиком, физиком, инженером, изобретателем, лингвистом, историком и философом — человеком эпохи Ренессанса, которого можно сравнить с Леонардо да Винчи.

Для некоторых он — святой и мученик. Во время антирелигиозных чисток 1930-х его осудили на 10 лет лагерей. Солженицын называл Флоренского «одним из самых замечательных людей, проглоченных Архипелагом навсегда».

Богословие однополой любви

Главная книга Флоренского, «Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах», структурно оформлена как 12 писем другу. Троицкий, сосед Флоренского по комнате — тот друг, которому были адресованы письма. Но в книге имя друга не называется. В одной из аннотаций написано, что «друга и брата можно символически понимать как Христа». Но более пристальный взгляд открывает малоизвестную страницу истории ЛГБТ.

В «Столпе и утверждении истины» изучается, что такое христианская любовь — особенно в «Письме одиннадцатом: Дружба». Обратимся к тому, как Санфилиппо описывает содержание главы в статье «Семейная дружба«:

«Идеал дружбы Флоренского — «одна душа в двух телах», где уникальный Друг мужчины — «другой Я» — корнями уходит в тексты Платона и Аристотеля. Он прослеживает эту тему, красной нитью идущую через Священное Предание, от Давида и Ионафана к Христу и Иоанну, к парам апостолов, к парам святых в агиографии и литургии, к повсеместной практике монахов, в византийской и коптской традиции живущих по двое, к патристическим панегирикам дружбе, почти романтическим по содержанию. И наконец, к развившемуся из монашеских практик и адаптированному к потребностям мирян — ритуалу братотворения, который был создан на век или два раньше ритуала брака».

О ритуале адельфопоэзиса пишет и историк Джон Босуэлл (John Boswell) в ставшем классическим труде «Однополые союзы в премодерной Европе». Флоренский писал о православной традиции, Босуэлл же упоминает английского святого Элреда Ривоского как одного из основных западных богословов однополой дружбы.

Гомоэротические мотивы в «Столпе и утверждении истины» отмечены не только Санфилиппо. Профессор славистики Ричард Ф. Густафссон (Richard F. Gustafson) пишет в предисловии к английскому переводу книги:

«Понимание дружбы у Флоренского определенно носит гомофильный, если не гомоэротический оттенок. Все двуединые дружбы, которые он рассматривает — однополые союзы. Это богословски важно, даже в его эпоху. В описании церковности Флоренский убирает из центра гетеросексуальный брак, а на его место помещает пары друзей. В разговоре о христианской жизни он смещает фокус с союза плоти на союз духа. Брак понимается им как пережиток языческой жизни, освященный церковью; дружба же по природа христианская. Насколько я знаю, «Столп и утверждение истины» Флоренского — первое христианское богословие, которое в центр своего видения помещает однополые отношения.»

Научное образование Флоренского дало ему возможность поддержать однополые пары, используя современные ему новейшие научные концепции. Он предположил, что фундаментальная единица христианства — не индивид, которого он сравнивает с атомом, а молекула — пара друзей, которые образуют «частицу Тела Христова».

Флоренский подтверждает однополую любовь не только текстом, но и иллюстрациями. Он занимался не только богословием, но и историей искусства, и потому точно выбрал иллюстрации и оформил книгу как произведение искусства.

флоренский столп и утверждение
Фронтиспис книги «Столп и утверждение истины»

На фронтисписе изображена однополая пара ангелов в любящем объятии. В главе о дружбе Флоренский идет еще дальше: в начале он помещает изображение под названием «Faustum praelium. Бой счастливой». Санфилиппо так описывает изображение: «это эмблема, изображающая двух обнаженных амуров, которые дружески стреляют друг в друга из луков, один вскидывает руки в жесте шутливой капитуляции».

Важно отметить, что богословие Флоренского не всегда было освобождающим или инновационным. Было обнаружено, что он даже писал антисемитские тексты под псевдонимом. Аврил Пайман (Avril Pyman) напоминает в биографии Флоренского, что и его нужно видеть в контексте эпохи: “он был заражен расистской терминологией своего времени, и его труды часто сложно читать, зная о том, что сделали с евреями всех вероисповеданий каких-то двадцать лет спустя”.

Гомофобия, антисемитизм и другие формы нетерпимости и ненависти часто идут рука об руку, но несколько религиозных лидеров — например, Флоренский или Бернард Клервосский — писали смелые тексты в защиту однополой любви, разделяя при этом уродливый антисемитизм своей эпохи.

Детство Флоренского и обращение в подростковом возрасте

Павел Александрович Флоренский родился 22 января 1882 года в Евлахе (территория современного Азербайджана). Его отец был инженером на строительстве железной дороги. Он происходил из семьи русских православных священников. Мать была из аристократического армянского рода. Большую часть детства Флоренский провел в Тифлисе (Тбилиси).

С детства одаренный в математике, Флоренский не получил религиозного образования. При этом он испытывал глубокую мистическую связь с природой. В 1899 году Флоренский, которому почти исполнилось 17, пережил духовный кризис, который и привел к его обращению. Ему приснилось, что он похоронен в непроницаемой тьме, через которую пробивался единственный луч света или звука, который принес ему имя Бога. Он проснулся в шоке и закричал: «Нет, нельзя жить без Бога!» Позже он окончательно убедился, что духовное царство было реальным: он услышал ясный голос — ни мужской и ни женский — который звал его по имени.

Опыт обращения полностью изменил его жизнь. Ближайшие родственники были удивлены и смущены, когда он начал ходить в церковь. Флоренский изучал математику в Московском университете, который окончил с отличием в 1904 году. Ему предложили должность на факультете математики, но он отказался и поступил в семинарию.

адельфопоэзис
«Бой счастливой»

Флоренский знакомится с другом, Сергеем Троицким

Флоренский поступил в Московскую духовную академию — часть Троице-Сергиевой Лавры — в Сергиевом Посаде. Там он близко подружился с Сергеем Троицким (1881-1910).

Троицкий, учившийся курсом старше, был сыном сельского священника из-под Костромы. Они делили комнату и мечтали о том, как будут вести созерцательную жизнь в лесах Костромы, окруженные книгами и искусством.

Современные исследователи ЛГБТ-духовности описывают их отношения по-разному. Санфилиппо пишет: «Пара планировала провести остаток жизни, соединенная в «дружбе», сходной с браком во всем кроме прокреации. Это включало и естественную потребность актуализации духовного союза через телесность в той или иной форме».

Уэсли Хилл (Wesley Hill), автор книги «Духовная дружба: поиски любви в церкви целибатным христианином-геем», наоборот, подчеркивает целомудрие союза Флоренского и Троицкого. Он пишет: «Еще в пору молодости он принес обеты верности другу Сергею, сыну православного священника. Они поклялись в верности друг другу и пообещали блюсти целибат. Согласно биографии, Флоренский считал этот акт «не менее связующим, чем обеты брака или монашества».

Мечте пары жить тихой жизнью не суждено было стать реальностью. После семинарии Троицкий начал преподавать русскую литературу в Тбилиси, надеясь стать священником. Православная церковь как правило рукополагает только женатых мужчин, и в 1909 году Троицкий женился на младшей сестре Флоренского — Ольге.

Жизнь Троицкого оборвалась рано. 2 ноября 1910 года его убил в здании гимназии семнадцатилетний студент, грузинский националист, отчисленный из школы.

Друзья Флоренского знали о его отвращении к браку и были удивлены, когда он тоже женился. В августе 1910 года он вступил в брак с Анной Гиацинтовой (1889-1973), учительницей из крестьянской семьи. У них было пятеро детей.

Флоренский был рукоположен 24 апреля 1911 года.

Память о дружбе между Троицким и Флоренским, ее плоды, продолжают жить в книге «Столп и утверждение истины», опубликованной в 1914 году. Как пишет Санфилиппо, глава о дружбе — «вечное свидетельство их [Троицкого и Флоренского] отношений; ее тон, игривая гоморомантическая эмблема тем более удивительны, если мы вспомним, что Флоренский был женатым священником и отцом, когда завершал «Столп и утверждение».

Арест и казнь

Разумеется, Революция 1917 года оказала огромное влияние на Флоренского: Троице-Сергиева Лавра была закрыта в 1918 году, а церковь, где служил Флоренский — в 1921. Он сменил интересы и начал работать на государство, занимаясь наукой и инженерным делом. Тем не менее, он продолжал носить рясу и крест, даже когда преподавал и выступал на конференциях.

В феврале 1933 года он был арестован по ложным обвинениям и осужден на 10 лет заключения. В 1934 году он попал на Соловки, а в 1937 году — казнен.

гомосексуальные святые
Феодор Тирон и Феодор Стратилат

Спорные статьи о богословии однополой любви

Среди тех, кто развивают наследие Флоренского — Джакомо Санфилиппо, студент богословия в Тринити-колледже в Торонто. Его главный исследовательский интерес — сексуальное и гендерное разнообразие в человеческой и церковной жизни. Кроме того, он ведет блог https://orthodoxyindialogue.com/.

Санфилиппо писал о Флоренском в трех статьях, опубликованных с марта по июль 2017 года. В первой статье он вводит термин «дружеское супружество» — богословская замена «однополому союзу».

Вторая статья объясняет «дружеское супружество» на примере мужских союзов в православной традиции. В качестве примера он приводит святых-воинов Феодора Тирона и Феодора Стратилата с фрески 14 века, где они держатся за руки «как любая современная пара».

Идеи Санфилиппо возмутили некоторых православных читателей. Третья статья обобщает критику и дает ответ на нее. «Буря, разразившаяся из-за моей статьи — симптом глубокого дискомфорта, который возникает от любого проявления однополой любви во всех традиционалистских церквях», — пишет он.

Признавая, что церковная традиция с отвращением относится к однополому сексу, Санфилиппо утверждает, что святые «показывают природную красоту, святость и чистоту того, что мы сейчас зовем однополой любовью».

По материалам QSpirit
Автор: Киттридж Черри (Kittredge Cherry)
Подготовлено специально для Nuntiare.org

Еще на эту тему:

Следите за нашими новостями!

Наша группа VK
Наша группа в Facebook